Предпочтения как минимум 21% православного электората в России могут формироваться под влиянием духовенства и единоверцев. Социологи ВШЭ Кирилл Сорвин и Максим Богачев делают вывод об ощутимом воздействии религии на политический выбор граждан, опираясь на данные онлайн-опроса 2735 человек. Ученые допускают, что доля голосующих «православно» возможно и больше: многие опрошенные были младше 34 лет, а среди православных россиян молодежь в меньшинстве.
Заниматься политикой, в том числе предвыборной агитацией, православному духовенству нельзя. Церковь это официально запрещает, но разрешает публично давать нравственные оценки, выражать как общую, так и личную позицию. Формально это не агитация, фактически — механизм воздействия на решения верующих.
И им действительно пользуются: в 2014 году, говоря с социологами, большинство священнослужителей из 20 московских храмов признали, что в их приходах возможны предвыборные призывы и рекомендации.
Подобная практика характерна не только для России: например, в год последних президентских выборов в США 64% изредка посещающих церковь (раз в несколько месяцев) прихожан слышали, как проповедник касался политических вопросов в своих речах, а 14% подтвердили, что их священник прямо высказывался в пользу или против того или иного кандидата.
Помимо публичной риторики с кафедры, священники обращаются к политике и в частных беседах с прихожанами. Так, опрос в Свердловской области показал, что свыше 15% православных верующих Екатеринбурга, Нижнего Тагила и Кировограда хотя бы раз советовались с батюшкой по политическим вопросам.
Ученые НИУ ВШЭ Максим Богачев и Кирилл Сорвин изучили тему через онлайн — с помощью анкетирования 2735 православных верующих в соцсети «ВКонтакте». Исследование подтвердило: политической агитации священники не чураются, прихожане к ней прислушиваются, а также ориентируются на мнение тех, кто вместе с ними посещает церковь.
В сравнении со своими американскими коллегами, российские священники оказались не столь политических ангажированы: очевидцами политических высказываний во время богослужений в православных храмах были 18,4% участников опроса Богачева и Сорвина. «Явно или косвенно эти высказывания подталкивают к поддержке определенных кандидатов или партий, поэтому можно говорить о наличии системного воздействия клира на электоральные предпочтения верующих», — отмечают исследователи.
Чем чаще респонденты ходили на службы, тем чаще были свидетелями агитации. В среде маловоцерковленных (посещают службы раз в год и реже) таких 8,8%, а сильновоцерковленных (раз в неделю) — 26,8%. В той когорте, что ближе всего к респондентам американских социологов — люди, приходящие в церковь раз в месяц — с политическими высказываниями клира сталкивались 22,7%, что почти в три раза меньше, чем в США.
Каждый шестой участник опроса (14,5%), принимая решение о том, за кого голосовать, прислушивался к словам пастыря.
При этом половина из них не слышала высказываний о политике во время проповедей. Значит, рекомендации звучали в личных беседах с прихожанами.
В первую очередь оглядываются на мнение священников сильновоцерковленные: 22,6% бывающих на службах еженедельно.
В действительности доля «ведомых» может оказаться еще больше, предполагают ученые: в выборке преобладает молодежь 18–34 лет, а основной состав российских православных — люди старшего возраста.
В этом отношении, возможно, российская картина может быть ближе к Грузии, где на политический выбор 35% избирателей влияет мнение священников и прихода.
Опираются российские православные и на мнение соприхожан: 6,6% из опрошенных социологами Вышки приняли решение о голосовании, не советуясь со священником, но учитывая точку зрения других членов общины. Вообще же среди тех, кто принимает активное участие в жизни прихода, считается с мнением священника и других прихожан каждый пятый (22,7%).
Доля принимающих решения самостоятельно, но с оглядкой на господствующее меж соприхожан мнение также зависит от степени воцерковленности: от 8,3% приходящих на службы раз в год и реже до 21,2% — еженедельно.
IQ