• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Внимателен и attentive

Как связаны владение языками
и когнитивные способности

Эксперимент, проведенный в Вышке международным коллективом ученых, продемонстрировал, что владение несколькими языками положительно влияет на работу человеческого мозга. В своем исследовании они обнаружили взаимосвязь между когнитивным контролем и уровнем владения вторым языком.

Распространено мнение, что люди, говорящие на двух и более языках, легче справляются с несколькими задачами одновременно и вообще считаются более внимательными, чем те, кто владеет только одним языком. Это кажется резонным: билингвам и мультилингвам приходится постоянно переключать свое внимание с одного языка на другой, попеременно пользоваться словами и грамматическими структурами весьма отличными друг от друга. В результате этого функции когнитивного контроля — системы внимания и принятия решений — работают эффективнее, чем у монолингвов. 

Однако научная база этого феномена неоднозначна. Не все исследования, доказывающие преимущества билингвов, воспроизводятся. Так, по словам Николая Новицкого, одного из авторов исследования, при сравнении детей-билингвов из Страны Басков с испанскими детьми-монолингвами никаких преимуществ от владения вторым языком обнаружено не было. Не были они обнаружены и при сравнении когнитивных способностей среди людей старшего возраста в этом регионе, хотя более ранние исследования показывали обратное. 

Некоторые ученые считают, что положительный эффект от второго языка обнаруживается только в исследованиях, которые проводились на ограниченных выборках как по численности испытуемых, так и по их социально-экономическому статусу. Виной тому может быть несбалансированный подбор экспериментальной группы: ведь билингвов нередко набирают из числа иммигрантов или этнических меньшинств, часто занимающих иное положение в обществе, чем представители моноязычного большинства. При сравнении социальных групп с разным образованием, уровнем доходов и другими параметрами, их различия в когнитивных способностях могут быть обусловлены чем-то помимо языковой способности. 

«Несбалансированность параметров в групповых экспериментах — распространенная проблема поведенческих исследований, — отмечает Юрий Штыров, ведущий научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований и научный руководитель Института когнитивных нейронаук ВШЭ. — Уравнять все параметры между контрольной и экспериментальной группой практически невозможно. Всплывает много разных факторов, в том числе социальных, которые сложно взять на контроль в одном эксперименте».

Чтобы исключить проблему неоднородности респондентов, в настоящем исследовании ученые решили проверить влияние двуязычия на работу мозга на однородной группе. В качестве испытуемых они выбрали 50 несбалансированных билингвов — студентов Высшей школы экономики, в жизни которых второй язык, английский, появился не в раннем детстве (как у сбалансированных билингвов), а позже — во время учебы в школе.

Испытуемые студенты знали английский на разном уровне — кто лучше, кто хуже. Исследователи предположили, что уровень владения вторым языком должен коррелировать с работой функции когнитивного контроля. 

Чтобы это проверить, они сначала протестировали студентов на знание английского, а потом предложили им выполнить задачи на работу когнитивного контроля. «Наша рабочая гипотеза состояла в том, — поясняет Андрей Мячиков, ведущий научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований и один из авторов исследования, — что чем лучше испытуемый владеет вторым языком, тем больше он им пользуются. Следовательно, тем чаще ему приходится переключать внимание между родным русским и неродным английским, и значит — тем больше будет эффект улучшения работы когнитивного контроля». 

Работа когнитивного контроля проверялась поведенческим тестом на внимательность, который позволяет измерить скорость реакции человека. Суть его заданий сводится к тому, что испытуемому нужно как можно быстрее на клавиатуре нажать правильную клавишу при появлении на экране определенного стимула. Тест проверяет активацию так называемых сетей внимания: alerting, orienting и executive control, отвечающих за поддержание бдительности, фокусировки внимания на стимуле и переключение внимания с одного стимула на другой.

Результаты исследования показали корреляцию между переменными теста на внимательность и знанием языка. Чем лучше студенты владели языком, тем быстрее решали задачи. 

Данное исследование, во-первых, показывает, что использование подхода, учитывающего относительный уровень владения испытуемыми вторым языком, может помочь ученым в понимании сложной природы взаимодействия между языком и сознанием на уровне индивидуальных отличий между носителями. Во-вторых — использует объективный способ оценки языковой способности, в то время как многие другие исследования опираются на субъективную оценку знания языка испытуемыми.
IQ

 

Авторы исследования:
Николай Новицкий, научный сотрудник Департамента лингвистики и современных языков Китайского университета Гонконга, КНР
Юрий Штыров, ведущий научный сотрудник Института когнитивных нейронаук ВШЭ
Андрей Мячиков, ведущий научный сотрудник Института когнитивных нейронаук ВШЭ
Author: Alena Tarasova, February 05, 2020