We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Климат-контроль

Как страны реагируют на изменения погоды

Повышение средней глобальной температуры на 2°C приведет планету к катастрофическим последствиям. Чтобы этого не допустить, у человечества есть не больше 20–30 лет. Директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ ВШЭ Георгий Сафонов изучил влияние климатических рисков на ситуацию в странах Центральной и Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии. Ученый утверждает: адаптация к изменениям климата у правительств не в приоритете, а потенциальные угрозы в основном оцениваются чисто экономически и почти никогда — как социальный вызов.

Что с погодой?

Резкое потепление

В исследовании страны Центральной и Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (сокращенно СЕЕССА — Central and Eastern Europe, Caucasus and Central Asia) включают 27 государств: Албания, Армения, Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чехия, Эстония, Грузия, Венгрия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Македония, Молдова, Черногория, Польша, Румыния, Россия, Сербия, Словакия, Словения, Таджикистан, Украина, Узбекистан.

Глобальное потепление в этом регионе идет быстрее, чем в среднем по миру. По данным Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), за последние 160 лет среднегодовая температура поверхности Земли увеличилась более чем на 0,8°C. В то время как в странах СЕЕССА за 112 лет — на 1–2,5°C, а наибольшими темпами потепление происходило в два последних десятилетия.

Изменение среднегодовой температуры поверхности Земли, 1900–2012 гг.

Темно-красный и темно-синий цвета в регионе СЕЕССА указывают на потепление на 1–2,5°C за последние 112 лет.
Источник: МГИЭК AR5, 2014

Изменение уровня осадков

С 1950 по 2012 год количество осадков в рассматриваемых странах значительно отклонялось от нормы: ежегодно сокращалось от 2,5 до 50 мм в некоторых районах Южной Европы, Кавказа, Центральной Азии и России, но повышалось от 2,5 до 100 мм в северных регионах. В целом на территории СЕЕССА осадков было значительно меньше, чем у соседей — в Юго-Западной Европе, на Ближнем Востоке, в Китае и Африке.

Изменение среднегодовых осадков, 1950-2012 гг.


Синий цвет — регионы с увеличением осадков, коричневый — с уменьшением, белый — с отсутствием изменений с 1950 года.
Источник: МГИЭК AR5, 2014

Неспокойные сценарии

«Наблюдаемые климатические изменения уже затрагивают все страны, но худшее еще впереди, — говорит Георгий Сафонов. — Прогнозы МГЭИК вызывают беспокойство. Все сценарии показывают, что потепление продолжится и усилится к концу XXI века».

К нагреву поверхности Земли и, соответственно, большему тепловому излучению приводит рост концентрации парниковых газов в атмосфере. На самый оптимистичный взгляд (так называемый сценарий RCP2.6), уровень концентрации достигнет пика в 2010–2020 годах, а затем начнет снижаться. В этом случае к 2100 году среднегодовая температура в странах СЕЕССА может измениться на 1–3°C.

По самым пессимистичным оценкам (сценарий RCP8.5) концентрация будет повышаться в течение всего XXI века. В итоге в странах СЕЕССА потепление достигнет 5–7°C и более.

Согласно прогнозам ученых, оптимистичный сценарий по осадкам — рост их количества до 10%, наиболее суровый — уменьшение до 30% в южных регионах, на некоторых территориях ожидается увеличение до 40%.

Это значит, что для южных стран и регионов засухи и волны жары станут более частыми и опасными, а на севере и востоке превышение нормы осадков приведет к наводнениям, нарушениям привычных гидрологических режимов, росту опасных гидрометеорологических явлений.

Кроме того, что все это скажется на экосистеме и существенно повлияет на экономику, разнообразными и крайне неблагополучными будут социальные последствия. В первую очередь — воздействие на здоровье, благосостояние, снижение продолжительности и качества жизни людей, рост неравенства и небывалые в истории миграционные процессы.

Катаклизмы: чего ждать

Потепление на 2°C может привести к миграции около 300 млн человек, а на 3°C — способно оставить без доступа к питьевой воде и спровоцировать переселение 3 млрд жителей планеты.

В странах СЕЕССА чистая питьевая вода сегодня доступна для 84% населения. Однако в отдельных регионах положение крайне тревожное: в Таджикистане этот показатель 47%, в Узбекистане — 51%, в Армении — 61%, в Кыргызстане — 66%.

Наводнения, нехватка питьевой воды, загрязненность водоемов усилят опасность инфекционных болезней. Засуха поднимет пыльные бури, которые переносят на большие расстояния мелкие частицы и опасные химические загрязнители. Повышение температур вызовет более частые и продолжительные тепловые волны, жара повлияет здоровье человека, увеличит заболеваемость и смертность.

В Западной Европе в результате жары в 2003 году погибло 74 тыс. человек, в Центрально-Европейской части России летом 2010 жара и загрязнение воздуха от лесных пожаров унесли 54 тыс. жизней.

В зоне риска также продовольственная безопасность. Изменения климата в ближайшие 20–30 лет снизят урожайность зерновых и других культур. Рост «климатообусловленной» продуктивности в сельском хозяйстве начинает сменяться падением, а в перспективе, без адаптационных мер, агропромышленников ждет огромный ущерб.

В России после 20 лет такого роста засуха 2010 и 2012 годов «забрала» 33% и 25% урожая зерновых соответственно. К 2050 году, если не приспособиться к погодным переменам, потери от сокращения урожайности могут достигнуть около $4 миллиардов.

Тающая вечная мерзлота ставит под угрозу три четверти населения Арктики, наносит урон инфраструктуре — зданиям, газопроводам, теплосетям и т.п. Это особенно важно для России, где вечная мерзлота покрывает две трети территории.

Таяние постоянно замерзшего грунта уже сейчас причина более 5000 аварий на нефте- и газопроводах, разрушения дорог, строений, линий электропередач.

Потепление высвобождает вирусы и опасные бактерии, казалось бы «погребенные» в вечной мерзлоте. Они просачиваются в водоемы, усиливая вероятность распространения инфекций.

Только в Якутии более 15 тысяч скотомогильников — захоронений крупного рогатого скота, погибшего от сибирской язвы за последние несколько десятилетий.

Споры сибирской язвы сохраняются больше века, потепление приведет к тому, что они могут быть перенесены на далекие расстояния, что подвергает риску население близлежащих и отдаленных регионов.

Угрозы на контроле

Степень понимания опасности демонстрируют национальные доклады, которые публикуют правительства стран СЕЕССА.

Георгий Сафонов проанализировал отчеты государств-участников Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН). Ситуация, по выводам ученого, существенно отличается в зависимости от страны, но есть и общие приоритеты:

повышение температуры воздуха считают фактором риска абсолютно все;

ущербом здоровью населения обеспокоены (ожидают, что воздействие не просто увеличится, а будет значительным) две трети государств, в первую очередь — Армения, Грузия, Венгрия;

инфекционных болезней опасаются около половины стран, в первую очередь Армения и Киргизия;

большинство ожидает негативных последствий от наводнений, в наибольшей степени Армения, Азербайджан, Сербия;

губительные результаты засухи предвидят треть стран;

береговой эрозией и повышением уровня моря озабочены лишь Албания, Словения и Россия;

риски оползней, камнепадов и лавин актуальны для горных стран Кавказа и Центральной Азии (Армения, Грузия, Таджикистан, Узбекистан).

сокращение доступа к воде прогнозируется в Центральной Азии (Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан), Молдове и Македонии;

крайне обеспокоены воздействием изменения климата на городскую/сельскую инфраструктуру и повреждение лесов около трети стран, в первую очередь Латвия и Россия;

половина государств предвидит угрозы для продовольственной безопасности (производства продуктов питания).

Адаптация на тормозах

Однако признать наличие проблем — еще не значить их решить. Многие государства до сих пор не добились успеха в разработке соответствующих национальных стратегий, а правительственные декларации часто не подкрепляются реальными действиями, отмечается в исследовании.

Происходит это в том числе из-за нехватки финансов, низкого приоритета климатических угроз перед традиционными задачами экономического развития и простого непонимания сложности климатической ситуации.

Некоторые страны делают ставку на кратковременные выгоды, не думая о долгосрочных последствиях, как в случае с тем же сельским хозяйством (треть представителей СЕЕССА — Беларусь, Болгария, Эстония, Казахстан, Латвия, Россия и др. — считают, что изменение климата позитивно влияет на агроотрасль).

Государства со сравнительно высоким уровнем дохода, в частности, Россия и страны Балтии, демонстрируют больший прогресс в вопросах климатической политики. Страны с низким и средним уровнем, например, Кыргызстан и Таджикистан, обладают невысоким потенциалом в сфере получения и анализа данных, слабой научно-исследовательской базой, испытывают дефицит квалифицированных специалистов, поэтому нуждаются в международной поддержке.

Российская «реактивность»

В России в 2009 году была утверждена национальная Климатическая доктрина, в 2011 — правительственный план по ее реализации. Но у государства по-прежнему нет скоординированной политики в отношении климатических изменений, считает Георгий Сафонов. Принимаемые меры, по его словам, носят скорее реактивный, чем превентивный характер в таких областях, как компенсация потерь урожая, предотвращение и борьба с последствиями наводнений, лесных пожаров, ликвидация чрезвычайных ситуаций, связанных с волнами жары.

На фоне такой «реактивности» в сентябре 2019 года РФ ратифицировала Парижское соглашение по климату — международный документ, обязующий его участников удерживать рост среднемировой температуры «существенно ниже 2°C», а также как можно скорее и не позже второй половины XXI века обеспечить снижение выбросов парниковых газов до минимального уровня, не больше объема поглощения углерода экосистемами.

В декабре 2019 правительство приняло национальный план адаптации к климатическим изменениям, предписывающий разработку отраслевых и региональных стратегий адаптации и реализацию конкретных мер в 2020–2022 годах. Это решение важно для страны, однако план имеет и ряд изъянов, говорит Георгий Сафонов:

не выделены средства для выполнения заложенных мер;

сроки разработки отраслевых стратегий отодвинуты на 1,5–2 года;

регионам «рекомендовано» подготовить программы адаптации, что часто значит — «необязательно» и игнорируется чиновниками.

«К сожалению, — отмечает эксперт, — опыт реализации плана выполнения Климатической доктрины, принятого в 2014 году, показывает, что эффективность рекомендаций и пожеланий без целенаправленной и строгой политики из федерального центра крайне низка». А это в нынешней ситуации недопустимо — на оттягивание решений уже не осталось времени. Необходимо действовать, причем сообща — с привлечением отраслевых организаций, бизнеса и гражданского общества.
IQ

 

Автор исследования:
Георгий Сафонов, директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ ВШЭ
Author: Svetlana Saltanova, February 07, 2020