• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Алкоголизм без границ

Как пристрастие к спиртному распространяется в постсоветских странах

В ряде стран бывшего соцлагеря мужчины часто умирают преждевременно — из-за пьянства. По регионам злоупотребление алкоголем со смертельным исходом сильно различается, показало исследование в Европейской части России, а также Белоруссии, Литве и Польше. Самыми неблагополучными в этом регионе оказались Северо-Запад России, восточные и северо-восточные районы Белоруссии, юго-восток Литвы и восточная и центральная Польша, выяснила международная группа демографов с участием исследователей ВШЭ.

Трагические практики

Пристрастие к крепким напиткам часто оказывается фатальным. Оно либо напрямую приводит к смерти — например, из-за острого отравления алкоголем, либо провоцирует тяжелые болезни - печени (цирроз и фиброз), сердца и сосудов (кардиомиопатия, ишемическая болезнь сердца), головного мозга (инсульт), некоторых видов рака. Гибель от внешних причин смерти — ДТП, убийств, падений, ожогов, утоплений и обморожений — тоже нередко связана с пагубным употреблением алкоголя.

Доля смертей, напрямую связанных с алкоголем, по официальным данным, невелика. Так, в 2015 году она составила в России 3,1% среди всех умерших, — это более 58 тысяч человек. Но если брать только трудоспособных людей, то среди них эта цифра выше — 8,8%.

Но и эта доля ниже реальной, отмечают эксперты. Часть алкогольных отравлений и болезней, вызванных пьянством, регистрируются как «неалкогольные причины смерти», хотя на деле к летальному исходу привело спиртное.

Опасное потребление алкоголя, злоупотребление им во многом объясняет преждевременную смертность мужчин в Европейской части России, Белоруссии, Литве и Польше, показало исследование международной группы демографов с участием исследователей ВШЭ Евгения Андреева и Сергея Тимонина.

Это регионы с общим историческим прошлым, сходными культурными практиками и паттернами потребления. Что, по мнению исследователей, во многом и определяет сходную для четырех стран ситуацию со смертностью из-за потребления алкоголя.

И все же обобщать ее не совсем верно. Ситуация с ранними смертями из-за пьянства сильно варьирует не только по странам, но и по регионам внутри стран. Есть и относительно благополучные территории, и очаги высокой смертности.

Очаги потерь и проблеск надежды

Демографы изучили смертность мужчин в возрасте от 20 до 64 лет в 2006–2014 годах в четырех экономических районах Европейской части России — Центральном, Северо-Западном, Центрально-Черноземном и Калининградском (всего 23 области, включая Москву и Санкт-Петербург), а также в регионах Белоруссии, Польши и Литвы. Общее число географических объектов — почти 1180.

Выяснилось, что:

очагов повышенной смертности из-за спиртного в регионе больше всего в России и Белоруссии. Меньше — в Литве и Польше.

самые проблемные территории — Северо-Запад России, восток и северо-восток Белоруссии, юго-восток Литвы и восточная и центральная Польша.

в России самая низкая смертность из-за алкоголя — в Москве, Санкт-Петербурге и Центральном Черноземье (Липецкая, Курская, Воронежская области). А самая высокая — на северо-западе и западе (Ленинградская, Новгородская, Смоленская, Брянская области).

смертность мужчин из-за злоупотребления алкоголем во многом объясняет преждевременную мужскую смертность в целом.

Другие исследования также показали, что пики смертности синхронизируются с пиками потребления спиртного. Это говорит о существенном вкладе пьянства в смертность населения.

«Алкогольная смертность, особенно смертность от острых отравлений спиртным, на протяжении нескольких десятилетий определяла общие тенденции ожидаемой продолжительности жизни в России», — отмечает Сергей Тимонин. Но сейчас ситуация меняется — есть повод для некоторого оптимизма. Как показано в новом исследовании, «прогностическая сила алкогольной смертности ослабевает». Это может означать, что алкоголь начинает наконец-то играть меньшую роль в преждевременной смертности в России, поясняет исследователь.

Под гипнозом прошлого

Демографы рассчитали средний для этих стран коэффициент смертности от причин смерти, связанных с алкоголем (СКС; число умерших на 100 тысяч населения). Этот средний показатель был принят за единицу.

Затем были подсчитаны относительные значения СКС по районам внутри стран. Все значения коэффициента выше единицы означают повышенную смертность по сравнению со средней. И наоборот, СКС меньше единицы указывает на меньшую смертность из-за алкоголя.

По данным демографов, картина смертности из-за алкоголя на территории четырех стран местами однородна, а местами, наоборот, мозаична.

Так, во всех странах есть проблема злоупотребления алкоголем, что исследователи объясняют общей историей. Причем, как социалистическим прошлым — Польша долго находилась в сфере влияния СССР, а Белоруссия и Литва вообще были советскими республиками, — так и историей более чем столетней давности, времен Российской империи, в которую входила, наряду с Белоруссией и Литвой, значительная часть Польши.

Но и поныне многолетние, сложившиеся более века назад практики рискованного потребления алкоголя на этих территориях сохраняются.

Например, в центральных районах Польши (вокруг Лодзи) и на востоке (в граничащих с Белоруссией областях), судя по данным о смертности, пьянство распространено сильнее, чем в других частях страны.

И наоборот, в регионах, которых «не зацепило» общим прошлым, — например, в южной части Польши, которая входила в состав Австро-Венгрии, смертность из-за спиртного ниже. По-видимому, культура пития там менее рискованная.

«Безбарьерная» среда и внутренние контрасты

В России отмечено самое большое неравенство регионов по «алкогольной» смертности.

Так, на Северо-Западе СКС часто превышает 1,6, а нередко и совсем зашкаливает, преодолевая отметку в 2,4. Зато в южной части, в Центральном Черноземье, этот показатель зачастую немного превышает 0,5.

В Белоруссии картина, напротив, более однородна — и почти безотрадна. В большинстве районов стандартизованный коэффициент смертности из-за привычки к спиртному превышает средний уровень (больше единицы). И только на границе с Польшей, в юго-западной части страны, ситуация получше.

В Литве и Польше ситуация более спокойная: в большинстве районов СКС низкий. Очаги неблагополучия в Польше, как уже говорилось, — в центре, а также в нескольких восточных районах на границе с Белоруссией.

Культура пития явно идет «поверх барьеров» — преодолевает национальные границы. Паттерны злоупотребления алкоголем в пограничных областях почти идентичны. Это касается, например, соседних областей России и Белоруссии. Или Белоруссии и Литвы.

Так, в Литве почти все районы вблизи границы с Белоруссией отмечены повышенной смертностью из-за спиртного.

Наиболее благополучные белорусские районы расположены в юго-западной части страны, близко к границе с Польшей.

Калининградская область, напротив, резко отличается от соседей. «Алкогольный» СКС в ней существенно больше, чем в Польше и Литве.

Периферия и села проигрывают

Помимо исторической общности, есть и другие факторы, влияющие на смертность из-за алкоголя. Например, социально-экономическое положение региона: реальные доходы населения, уровень безработицы.

Еще один значимый фактор — миграция с периферии в центр страны: уезжают обычно наиболее здоровые и активные люди. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов контрабанду алкоголя.

Так, относительную благополучность Москвы и Санкт-Петербурга можно объяснить высоким уровнем жизни, культурными привычками жителей. Другие довольно «сухие» территории — наукограды и некоторые закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), связанные, например, с оборонной отраслью (Жуковский, Королев, Обнинск, Дубна, Протвино и др.)

«Преимущество наукоградов и ЗАТО над соседними территориями, в первую очередь, заключается в более благоприятной образовательной структуре населения, — поясняет Тимонин. — Доля населения с высшим образованием в этих населенных пунктах значительно больше в сравнении с другими территориями».

Социально-экономические факторы во многом определяют и ситуацию с алкогольной «летальностью» в Северо-Западном экономическом районе.

Его регионы расположены между главными центрами миграционного притяжения: Москвой, Санкт-Петербургом и странами Балтии.

Территории Северо-Запада находятся в плохих аграрных условиях (с депрессивным сельским хозяйством). Это и приводит к исходу наиболее активного населения.

С Белоруссией похожая ситуация: депопуляции подвержены менее развитые восточные районы.

Наконец, если смотреть смертность из-за спиртного по типам населенных пунктов, то худшие показатели — у сел (по сравнению с городами). Исследователи связывают это с затрудненным доступом к медицинской помощи, слабой инфраструктурой досуга и неопределенностью будущего. В селах мало привлекательных рабочих мест. Более молодые, здоровые и амбициозные люди уезжают в города.
IQ

 

Авторы исследования:

Сергей Тимонин, заместитель заведующего Международной лабораторией исследований населения и здоровья НИУ ВШЭ

Евгений Андреев, заведующий Международной лабораторией исследований населения и здоровья НИУ ВШЭ

Павел Григорьев, научный сотрудник Института демографических исследований Общества Макса Планка, Росток (Германия)

Домантас Ясилионис, научный сотрудник Института демографических исследований Общества Макса Планка, Росток (Германия)

Себастьян Клюзнер, заместитель директора Федерального института по изучению народонаселения, Висбаден, Германия

Франс Меле, научный сотрудник Национального института демографических исследований Франции, Париж (Франция)

Жак Валлен, почетный научный сотрудник Национального института демографических исследований Франции, Париж (Франция)

Author: Olga Sobolevskaya, February 18, 2020