Приказать миллениалам лечиться от алкоголизма можно, но бунтовать против принуждения они будут активнее, чем люди, родившиеся на несколько десятилетий раньше. И это не единственное отличие. Юлия Белова описала практики отказа от алкоголя в разных поколениях. О том, как неодинаково идут к трезвости, рассказываем по докладу для XXI Апрельской международной научной конференции.
Борясь с зависимостью, человек меняет жизнь. На то, как он это делает, влияют не только личные особенности, но и поколенческие. Представители разных «возрастных слоев» взрослели в разное время, что сказалось на их отношении к миру и к собственным возможностям.
Юлия Белова проанализировала опыт «завязавших» из пяти поколений. На момент исследования (2019 год) это были люди от 19 лет до 81+, взросление самых старших пришлось на середину XX века, младших — на первое десятилетие XXI-го.
Поколение |
Годы рождения |
Период взросления |
Возраст на момент исследования |
Мобилизационное |
до 1938 |
1941–1956 |
старше 81 |
Оттепели |
1939–1946 |
1956–1964 |
73–80 |
Застоя |
1947–1967 |
1964–1984 |
52–72 |
Реформенное |
1968–1981 |
1985–1999 |
38–51 |
Миллениалы |
1982–2000 |
1999–2016 |
19–37 |
Изучив более 130 автобиографических историй «бывших пьющих», опубликованных в печатных изданиях, исследовательница выделила 11 практик, связанных с решением избавиться от зависимости, с преодолением препятствий на этом пути и с тем, как ведут себя, переключаясь между режимами пьянства и трезвости.
На этапе решения поведение отличается по критерию самостоятельности — свободен ли человек в своем выборе или доверяется чужой экспертизе:
практики приспособления — покорность ситуации и воле окружающих;
практики подчинения — способ отказа за зависимого выбирают другие или он сам, но под их давлением;
практики свободного выбора — действия с опорой на собственные представления об исцелении.
Дальнейшая дорога к цели зависит от того, как сопротивляются обстоятельствам:
практики добросовестности — кропотливое и вдумчивое выполнение поставленных задач;
практики твердых намерений — тщательный отбор и использование информации об отказе от алкоголя;
практики напористости — настойчивое, упорное преодоление не всегда с продуманными и выверенными действиями;
практики изоляции — замыкание на своих интересах, индивидуальные попытки бороться с зависимостью.
И наконец — как переключаются между режимами пьянства и трезвости, в том числе когда происходят срывы (по критерию гибкости выбора):
практики преданности — возврат к испробованным методам и проверенным людям;
практики взвешенности — анализ прошлого опыта и обдуманное желание найти альтернативу;
практики замещения — мотивированный переход с употребления алкоголя на полезные виды деятельности;
практики смены обстановки — реализация нового и преодоление дискомфорта при отсутствии глубокого осознания проблемы и понимания смысла отказа от алкоголя.
Пересекаясь или нет в разных поколениях, все 11 типов практик отражают главное — сходства и различия в движении к трезвой жизни, отмечает автор исследования.
Мобилизационное поколение — возраст 81+. Поколение оттепели — 73–80 лет. Поколение застоя — 52–72 года.
Особенности: патриотизм, трудолюбие, обязательность, перфекционизм, потребность в контроле и поддержке, коллективизм, лояльность к власти, законопослушность.
Практики отказа от алкоголя:
самостоятельность выбора: приспособление и подчинение
сопротивление обстоятельствам: добросовестность, твердость намерений и напористость
гибкость выбора: преданность
«Смиренно», «покорно», «под конвоем» — такими словами представители трех самых старших поколений описывают свой опыт борьбы с зависимостью. Решив уйти от пьянства, они не ищут способы, а стараются приспособиться к ситуации, соблюдать рекомендации и подчиняться давлению:
Вчера добровольцем уложили в психушку
женщина 1932 г.р.
Под конвоем консультанта ребцентра в компании с другими пациентами меня привели на группу АА [Анонимные Алкоголики]…
женщина, 1964 г.р.
Впрочем, чужой выбор или диктат внешнего не исключают самостоятельности. А свойственная старшим ответственность оборачивается упорством. Тщательность и систематичность, с которыми в результате подходили к отказу от алкоголя, впечатляют:
Я снова и снова разрабатывал методику, в которой с различными вариациями и последовательностью присутствовали: духовная и морально-психологическая подготовка (собрания АА, программа, церковь, литература АА, медицинская литература и т. д.); основательная физическая подготовка (бассейн, гантели, теннис); сокращение до минимума количества выпивок с интервалами не менее 10-14 дней; уважение к противнику, предельная собранность и осторожность.
мужчина, 1947 г.р.
Если произошел срыв, реализуются практики преданности — к трезвости возвращаются прежним способом, даже если пытаются найти ему замену:
Я позвонил человеку с группы по имени Слава и сказал, что был в срыве, и сегодня мой первый трезвый день [после срыва]… Вечером следующего дня я уже был на группе АА.
мужчина, 1963 г.р.
Я искал какие-то другие методы… засунув свою гордыню в одно известное место, я пришел на группу и наконец начал трезветь.
мужчина, 1959 г.р.
Старшие уверены, что личность воспитывается на книгах. Они считают себя образованными и думающими, особенно те, чье взросление пришлось на периоды оттепели и застоя. Отсюда наиболее сильная, в сравнении с другими поколениями, предрасположенность к чтению:
Книги моя первая запойная страсть… К книгам в моей семье было благоговейное отношение… Даже с дикого похмелья я не касался книг. Книги — табу. Это святое.
мужчина, 1963 г.р.
«Поглощение» антиалкогольной литературы подталкивает к первому шагу, а книжные увлечения как таковые ослабляют тягу к рюмке. Хотя в свое время они же становились катализатором пьянства — пить начинали, подражая литературным персонажам:
В детстве много читал, особенно любил приключения, романы о рыцарях, дуэли… Воображение поражали балы, приемы, гусарские вечеринки, тайные свидания, и все это — с вином, дающим героям силу, решительность, бодрость. Хотелось быстрее повзрослеть, быть похожим на них.
мужчина, 1943 г.р.
Реформенное поколение — 38–51 лет.
Особенности: следование правилам, выполнение обязательств, ностальгия и одновременно жажда перемен.
Практики отказа от алкоголя:
самостоятельность выбора: подчинение
сопротивление обстоятельствам: твердость намерений и напористость
гибкость выбора: взвешенность
«Реформенные» в решениях более самостоятельны и расположены не к строгим приказам, а к «мягким, ненавязчивым предложениям». Впрочем так же готовы повиноваться и доверять и им «важно, чтобы отказ от алкоголя происходил совместно с другими людьми»:
Было нелегко, спасал храм и собрания, группы для таких же как я, где меня понимали, где делились опытом, силами и надеждой…
мужчина, 1974 г.р.
Как и старшие, они выполняют обязательства. Однако взросление в период перемен — в 1985–1999 годах — дает отличия от предшественников. Родившиеся в государстве, которого вдруг не стало, с одной стороны, растеряны:
Кто я? Несчастный эгоцентрик, безуспешно заливающий душевную боль. Я понял: претензия к миру: мол, воспитывали советского гражданина, а жить приходится в другой стране, …в моем случае — лишь повод напиться.
мужчина, 1975 г.р.
С другой стороны, они больше настроены на преобразования. Поэтому после срыва стараются действовать взвешенно — прошлый опыт борьбы с зависимостью анализируется, и при наличии выбора к нему могут не вернуться:
Мне альтернативу в ЛТП или в Москву, в какой-то «Салюс». Про ЛТП у меня были определенные представления, и я выбрал «российско-американский вариант».
мужчина, 1975 г.р.
Поколение родившихся в 1982–2000 годах.
Особенности: свобода от авторитетов, привычка сомневаться, стремление к самодостаточности и поиску нового, вера в свои силы, неусидчивость.
Практики отказа от алкоголя:
самостоятельность выбора: свободный выбор
сопротивление обстоятельствам: напористость и изоляция
гибкость выбора: замещение и смена обстановки
У 19–37-летних другое отношение к алкоголю. Они пробуют его раньше, однако пьют меньше и отказываются от него в более молодом возрасте.
Миллениалы взрослели и взрослеют в условиях, способствующих проявлению самостоятельности. Рожденным в эпоху широкого доступа к информации важно ощущать, что отказ от алкоголя — их собственный выбор. Принуждать можно, но не факт, что результативно:
Как раз мои родственники узнали о моем образе жизни и силой определили туда. Через 28 дней меня выгнали из центра за «не сотрудничество». Я нарушала все правила, ни один психолог не вызвал у меня доверия, я не хотела принимать того, что я зависима.
женщина, 1982 г.р.
Они скорее примут ненавязчивую помощь и начнут осознанно работать над собой:
Я очень благодарен этому доктору за то, что он не лез ко мне с наставлениями, а позволил самому разобраться и понять себя. Это именно тот подход, который был мне нужен.
мужчина, 1982 г.р.
Однако полностью доверяться не могут, а методы помощи ставят под сомнение:
Рекомендация «девяносто собраний за девяносто дней» казалась мне жуткой кабалой. Буквально каждый раз я заставляла себя приходить на группу, где предпочитала отмалчиваться.
женщина, 1986 г.р.
Проявляется желание отгородиться от всех, надеясь на собственные силы:
Я изолировал себя от мира и людей. Трезвость была моя «сухой», и это чудо, что Бог помогал мне не пить.
мужчина, 1985 г.р.
Глубины осознания проблемы может не быть, но одновременно хочется что-то изменить и преодолеть дискомфорт — объясняет автор исследования характерные только для миллениалов практики смены обстановки.
И лишь им присущи практики замещения — избавление от запоев как мотивированное переключение на полезную деятельность, не связанную с каким–либо методом отказа от алкоголя. «Молодых, вероятно, не покидает мысль, что потребление алкоголя отнимает что-то более важное в жизни, а отказавшись от него, они получат то, о чем мечтают», — говорит Юлия Белова.
Бралась за любую временную работу, мыла полы в магазине, фасовала овощи на складе, раздавала рекламу у метро. Писала диплом и училась изо всех сил. Со своей компанией собутыльников резко порвала. В июне успешно защитилась, а в сентябре родила здоровую дочку Машеньку… Самое хорошее в моей жизни произошло…
женщина 1987 г.р.
Борются с зависимостью миллениалы настойчиво, но это уже не особенность поколения: «вцепиться зубами» в шанс вытянуть себя из беды, проявлять выдержку, «воевать с собой» — формулировки всеобщие.
IQ