• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Бросить бутылку

Как разные поколения борются с алкогольной зависимостью

Приказать миллениалам лечиться от алкоголизма можно, но бунтовать против принуждения они будут активнее, чем люди, родившиеся на несколько десятилетий раньше. И это не единственное отличие. Юлия Белова описала практики отказа от алкоголя в разных поколениях. О том, как неодинаково идут к трезвости, рассказываем по докладу для XXI Апрельской международной научной конференции.

Пути к цели

Борясь с зависимостью, человек меняет жизнь. На то, как он это делает, влияют не только личные особенности, но и поколенческие. Представители разных «возрастных слоев» взрослели в разное время, что сказалось на их отношении к миру и к собственным возможностям.

Юлия Белова проанализировала опыт «завязавших» из пяти поколений. На момент исследования (2019 год) это были люди от 19 лет до 81+, взросление самых старших пришлось на середину XX века, младших — на первое десятилетие XXI-го.

Поколения по классификации Вадима Радаева

 

Поколение

Годы рождения

Период взросления

Возраст на момент исследования

Мобилизационное

до 1938

1941–1956

старше 81

Оттепели

1939–1946

1956–1964

73–80

Застоя

1947–1967

1964–1984

52–72

Реформенное

1968–1981

1985–1999

38–51

Миллениалы

1982–2000

1999–2016

19–37

Изучив более 130 автобиографических историй «бывших пьющих», опубликованных в печатных изданиях, исследовательница выделила 11 практик, связанных с решением избавиться от зависимости, с преодолением препятствий на этом пути и с тем, как ведут себя, переключаясь между режимами пьянства и трезвости.

На этапе решения поведение отличается по критерию самостоятельности — свободен ли человек в своем выборе или доверяется чужой экспертизе:

практики приспособления — покорность ситуации и воле окружающих;

практики подчинения — способ отказа за зависимого выбирают другие или он сам, но под их давлением;

практики свободного выбора — действия с опорой на собственные представления об исцелении.

Дальнейшая дорога к цели зависит от того, как сопротивляются обстоятельствам:

практики добросовестности — кропотливое и вдумчивое выполнение поставленных задач;

практики твердых намерений — тщательный отбор и использование информации об отказе от алкоголя;

практики напористости — настойчивое, упорное преодоление не всегда с продуманными и выверенными действиями;

практики изоляции — замыкание на своих интересах, индивидуальные попытки бороться с зависимостью.

И наконец — как переключаются между режимами пьянства и трезвости, в том числе когда происходят срывы (по критерию гибкости выбора):

практики преданности — возврат к испробованным методам и проверенным людям;

практики взвешенности — анализ прошлого опыта и обдуманное желание найти альтернативу;

практики замещения — мотивированный переход с употребления алкоголя на полезные виды деятельности;

практики смены обстановки — реализация нового и преодоление дискомфорта при отсутствии глубокого осознания проблемы и понимания смысла отказа от алкоголя.

Пересекаясь или нет в разных поколениях, все 11 типов практик отражают главное — сходства и различия в движении к трезвой жизни, отмечает автор исследования.

Самые старшие. Ответственность преданных

Мобилизационное поколение — возраст 81+. Поколение оттепели — 73–80 лет. Поколение застоя — 52–72 года.

Особенности: патриотизм, трудолюбие, обязательность, перфекционизм, потребность в контроле и поддержке, коллективизм, лояльность к власти, законопослушность.

Практики отказа от алкоголя:

самостоятельность выбора: приспособление и подчинение

сопротивление обстоятельствам: добросовестность, твердость намерений и напористость

гибкость выбора: преданность

«Смиренно», «покорно», «под конвоем» — такими словами представители трех самых старших поколений описывают свой опыт борьбы с зависимостью. Решив уйти от пьянства, они не ищут способы, а стараются приспособиться к ситуации, соблюдать рекомендации и подчиняться давлению:

Вчера добровольцем уложили в психушку

женщина 1932 г.р.

Под конвоем консультанта ребцентра в компании с другими пациентами меня привели на группу АА [Анонимные Алкоголики]…

женщина, 1964 г.р.

Впрочем, чужой выбор или диктат внешнего не исключают самостоятельности. А свойственная старшим ответственность оборачивается упорством. Тщательность и систематичность, с которыми в результате подходили к отказу от алкоголя, впечатляют:

Я снова и снова разрабатывал методику, в которой с различными вариациями и последовательностью присутствовали: духовная и морально-психологическая подготовка (собрания АА, программа, церковь, литература АА, медицинская литература и т. д.); основательная физическая подготовка (бассейн, гантели, теннис); сокращение до минимума количества выпивок с интервалами не менее 10-14 дней; уважение к противнику, предельная собранность и осторожность.

мужчина, 1947 г.р.

Если произошел срыв, реализуются практики преданности — к трезвости возвращаются прежним способом, даже если пытаются найти ему замену:

Я позвонил человеку с группы по имени Слава и сказал, что был в срыве, и сегодня мой первый трезвый день [после срыва]… Вечером следующего дня я уже был на группе АА.

мужчина, 1963 г.р.

Я искал какие-то другие методы… засунув свою гордыню в одно известное место, я пришел на группу и наконец начал трезветь.

мужчина, 1959 г.р.

Старшие уверены, что личность воспитывается на книгах. Они считают себя образованными и думающими, особенно те, чье взросление пришлось на периоды оттепели и застоя. Отсюда наиболее сильная, в сравнении с другими поколениями, предрасположенность к чтению:

Книги моя первая запойная страсть… К книгам в моей семье было благоговейное отношение… Даже с дикого похмелья я не касался книг. Книги — табу. Это святое.

мужчина, 1963 г.р.

«Поглощение» антиалкогольной литературы подталкивает к первому шагу, а книжные увлечения как таковые ослабляют тягу к рюмке. Хотя в свое время они же становились катализатором пьянства — пить начинали, подражая литературным персонажам:

В детстве много читал, особенно любил приключения, романы о рыцарях, дуэли… Воображение поражали балы, приемы, гусарские вечеринки, тайные свидания, и все это — с вином, дающим героям силу, решительность, бодрость. Хотелось быстрее повзрослеть, быть похожим на них.

мужчина, 1943 г.р.

«Реформенные». Растерянность и взвешенность

Реформенное поколение — 38–51 лет.

Особенности: следование правилам, выполнение обязательств, ностальгия и одновременно жажда перемен.

Практики отказа от алкоголя:

самостоятельность выбора: подчинение

сопротивление обстоятельствам: твердость намерений и напористость

гибкость выбора: взвешенность

«Реформенные» в решениях более самостоятельны и расположены не к строгим приказам, а к «мягким, ненавязчивым предложениям». Впрочем так же готовы повиноваться и доверять и им «важно, чтобы отказ от алкоголя происходил совместно с другими людьми»:

Было нелегко, спасал храм и собрания, группы для таких же как я, где меня понимали, где делились опытом, силами и надеждой…

мужчина, 1974 г.р.

Как и старшие, они выполняют обязательства. Однако взросление в период перемен — в 1985–1999 годах — дает отличия от предшественников. Родившиеся в государстве, которого вдруг не стало, с одной стороны, растеряны:

Кто я? Несчастный эгоцентрик, безуспешно заливающий душевную боль. Я понял: претензия к миру: мол, воспитывали советского гражданина, а жить приходится в другой стране, …в моем случае — лишь повод напиться.

мужчина, 1975 г.р.

С другой стороны, они больше настроены на преобразования. Поэтому после срыва стараются действовать взвешенно — прошлый опыт борьбы с зависимостью анализируется, и при наличии выбора к нему могут не вернуться:

Мне альтернативу в ЛТП или в Москву, в какой-то «Салюс». Про ЛТП у меня были определенные представления, и я выбрал «российско-американский вариант».

мужчина, 1975 г.р.

Миллениалы. Мотивированная самостоятельность

Поколение родившихся в 1982–2000 годах.

Особенности: свобода от авторитетов, привычка сомневаться, стремление к самодостаточности и поиску нового, вера в свои силы, неусидчивость.

Практики отказа от алкоголя:

самостоятельность выбора: свободный выбор

сопротивление обстоятельствам: напористость и изоляция

гибкость выбора: замещение и смена обстановки

У 19–37-летних другое отношение к алкоголю. Они пробуют его раньше, однако пьют меньше и отказываются от него в более молодом возрасте.

Миллениалы взрослели и взрослеют в условиях, способствующих проявлению самостоятельности. Рожденным в эпоху широкого доступа к информации важно ощущать, что отказ от алкоголя — их собственный выбор. Принуждать можно, но не факт, что результативно:

Как раз мои родственники узнали о моем образе жизни и силой определили туда. Через 28 дней меня выгнали из центра за «не сотрудничество». Я нарушала все правила, ни один психолог не вызвал у меня доверия, я не хотела принимать того, что я зависима.

женщина, 1982 г.р.

Они скорее примут ненавязчивую помощь и начнут осознанно работать над собой: 

Я очень благодарен этому доктору за то, что он не лез ко мне с наставлениями, а позволил самому разобраться и понять себя. Это именно тот подход, который был мне нужен.

мужчина, 1982 г.р.

Однако полностью доверяться не могут, а методы помощи ставят под сомнение:

Рекомендация «девяносто собраний за девяносто дней» казалась мне жуткой кабалой. Буквально каждый раз я заставляла себя приходить на группу, где предпочитала отмалчиваться.

женщина, 1986 г.р.

Проявляется желание отгородиться от всех, надеясь на собственные силы:

Я изолировал себя от мира и людей. Трезвость была моя «сухой», и это чудо, что Бог помогал мне не пить.

мужчина, 1985 г.р.

Глубины осознания проблемы может не быть, но одновременно хочется что-то изменить и преодолеть дискомфорт — объясняет автор исследования характерные только для миллениалов практики смены обстановки.

И лишь им присущи практики замещения — избавление от запоев как мотивированное переключение на полезную деятельность, не связанную с каким–либо методом отказа от алкоголя. «Молодых, вероятно, не покидает мысль, что потребление алкоголя отнимает что-то более важное в жизни, а отказавшись от него, они получат то, о чем мечтают», — говорит Юлия Белова.

Бралась за любую временную работу, мыла полы в магазине, фасовала овощи на складе, раздавала рекламу у метро. Писала диплом и училась изо всех сил. Со своей компанией собутыльников резко порвала. В июне успешно защитилась, а в сентябре родила здоровую дочку Машеньку… Самое хорошее в моей жизни произошло…

женщина 1987 г.р.

Борются с зависимостью миллениалы настойчиво, но это уже не особенность поколения: «вцепиться зубами» в шанс вытянуть себя из беды, проявлять выдержку, «воевать с собой» — формулировки всеобщие.
IQ

 

Автор исследования:
Юлия Белова, кандидат социологических наук, научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ
Author: Svetlana Saltanova, April 02, 2020