Суть: Чтобы поддерживать конкурентоспособность и эффективность организациям требуется постоянно создавать и внедрять инновации. Например, новые продукты, дизайн, маркетинговые кампании или способы работы. Их придумывают конкретные люди — добровольно или по должности. Эпидемия COVID-19 в России показала, что даже здравоохранению и силовым структурам необходимо быстро адаптироваться к изменениям. Для этого в них должны работать инноваторы.
На деле: Опрос наёмных сотрудников показал, что лишь 6,3% готовы выдвигать новые идеи. Хуже всего с инноваторами по должности в силовых структурах. Их там всего 0,4%. В здравоохранении — 1,4%. Не лучше дело и с личной инициативой — 3,2% и 3% соответственно. Хотя в сельском хозяйстве и того меньше — 0,5%.
Социологи из НИУ ВШЭ установили, что новые идеи и рационализаторские предложения на рабочем месте предлагают лишь 6,3% сотрудников российских компаний. При этом максимальное количество инноваторов наблюдается в сфере науки и культуры, а также тяжёлой промышленности. Меньше всего людей, желающих привнести улучшения в деятельность своей организации, оказалось в силовых структурах. В армии, правоохранительных органах и госбезопасности их всего 0,4%. Результаты исследования представлены на XXI Апрельской международной научной конференции в НИУ ВШЭ.
Одним из ключевых факторов успешного функционирования любой организации является внедрение инноваций. Без новых идей, усовершенствования бизнес-процессов и продуктов коммерческие компании проиграют конкурентную борьбу на рынке, а государственные учреждения погрязнут в неэффективности и бюрократии.
Научную классификацию инноваций впервые предложил ещё в 1930-х годах австрийский экономист Йозеф Шумпетер. Он выделил пять возможных новшеств: продукт, технология производства, организационный метод, рыночная ниша, источник ресурсов. В современных условиях к ним добавилось два новых: маркетинговые инновации (вроде дизайна продукта или внедрения программы лояльности клиентов) и экологические, позволяющие сократить негативное воздействие на окружающую среду.
Один из важнейших источников инноваций в организации — сотрудники. Именно они генерируют идеи, осмысляют текущие практики и методы работы, а затем предлагают способы их рационализации или даже замены. Всего их два типа: институциональные инноваторы — им по должности положено придумывать ноу-хау, и инноваторы-добровольцы — предлагающие нововведения по личной инициативе.
Однако внедрение их предложений зависит от инфраструктуры и климата внутри организации. Руководство, трудовой коллектив, корпоративная культура и система управления могут как поощрять новации, так и активно им сопротивляться, тормозить их распространение или даже уничтожать инициативу в зародыше. В целом, российские предприятия инновационным настроем не отличаются — активны в этом направлении лишь 9% из них.
Исследовательницы из НИУ ВШЭ Алена Нефедова и Марина Чернышева решили изучить — в каких сферах в России больше всего инноваторов, кто они и что именно предлагают, а также удаётся ли им в итоге внедрить свои идеи.
Социологи изучили и обобщили данные «Мониторинга инновационного поведения» — специального модуля всероссийского исследования RLMS-HSE. Опрос проводился в 2019 году. Всего были проанализированы ответы свыше 4,1 тысяч жителей России в возрасте от 18 до 65 лет, работающих по найму на предприятиях и в организациях.
Выяснилось, что только 6,3% сотрудников российских компаний обращаются к руководству с новыми идеями. Около 80% инноваторов выдвигают рацпредложения исходя из собственного опыта. На втором месте — опыт коллег. На него опирается почти каждый четвертый.
В большинстве случаев (77%) инноваторы хотят усовершенствовать внутренние процессы в компании. Это могут быть проекты по снижению производственных затрат, улучшению дистрибуции, управления, систем мотивации и вознаграждения персонала.
Реже прочего (18%) наёмные работники задумываются над созданием новых товаров и услуг. Хотя именно такие инициативы получают практическое воплощение чаще остальных.
При этом шансы внедрить свои предложения гораздо выше у институциональных инноваторов. Обычно им это удаётся почти в 60% случаев. А вот у добровольцев вероятность воплотить в жизнь свою личную инициативу в два раза ниже. Лишь треть всех их идей реализуется на практике.
Наиболее интересным результатом исследовательниц стало распределение инноваторов по отраслям промышленности и видам деятельности. Оказалось, что институциональных инноваторов (по должности) меньше всего в сельском хозяйстве и особенно в силовых ведомствах — 1,1% и 0,4% соответственно. А вот больше всего в сфере науки и культуры — аж 6%.
В то же время, с личной инициативой среди силовиков уже не так всё плохо — идеи есть у 3,2% сотрудников. Хуже всего с инноваторами-добровольцами в аграрном секторе — 0,5% и, как ни странно, в образовании (2,4%) и здравоохранении (3%). Лучше всего по-прежнему в науке и культуре — 8,2%. Неплохо и в лёгкой промышленности — 4,2%.
Прямо сейчас — в условиях пандемии — ведомствам в таких сферах как здравоохранение или обеспечение правопорядка приходится работать в совершенно уникальных условиях, под которые требуется адаптироваться и учиться многим вещам на ходу. Здесь крайне важна инициатива снизу, как, например, в имплементации новых практик лечения COVID-19 и распространении их по всем медицинским учреждениям страны. Столь низкая инициативность сотрудников здравоохранения может препятствовать распространению современных протоколов лечения, внедрения экспериментальных методов.
Аналогичная ситуация и с силовыми ведомствами. Широко нашумевший случай с ручной проверкой цифровых пропусков у пассажиров на входе в метро — типичный пример использования старой накатанной схемы работы в принципиально новых условиях. Возможно, недоучёт новых реалий как раз связан с отсутствием в правоохранительных органах институциональных инноваторов, в чьи задачи и должна входить адаптация сложившихся подходов к новым вызовам.
Особую важность здесь приобретает инновационный менеджмент в организациях. Увы, но с управленческими практиками, ориентированными на появление креативных проектов, ситуация не лучшая. Как показало исследование, в России далеко не во всех организациях действуют специальные механизмы для сбора идей, а руководство не всегда приветствует «самоорганизацию работников для решения нестандартных задач».
Только каждый пятый участник опроса сообщил, что на предприятии есть ответственные за инновации, и лишь каждый шестой — что новаторство поощряется, в том числе финансово. Хотя более половины респондентов (55%) отметили, что могут свободно высказывать предложения, в том числе руководству компании (47%).
IQ