• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Оценка универсальных компетентностей

Новые подходы к измерению «мягких навыков»

ИЛЛЮСТРАЦИИ, ГРАФИКИ И ИНФОГРАФИКА ДАРЬИ ДЕЛОНЕ

Чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда, выпускники вузов должны хорошо владеть не только профессиональными знаниями и навыками, но и набором универсальных компетентностей (УК). Среди них критическое мышление, цифровая и финансовая грамотность, креативность, инициативность и т.д.. Однако системы высшего образования сталкиваются с проблемами в оценке подобных компетентностей из-за недостатка разработанных подходов и методологий. Какой опыт преодоления такого рода трудностей существует в России и за рубежом — проанализировано в докладе Института образования НИУ ВШЭ «Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования», представленного на XXII Апрельской международной научной конференции, организованной совместно НИУ ВШЭ и Сбером.

УК — залог успешной адаптации в современном мире

Понимание универсальных компетентностей в исследовательской среде достаточно размыто. При этом они включены в России в перечень федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), где понимаются как компетенции, спобствующие достижению успеха в самых разных сферах профессиональной деятельности.

В мировом опыте — как исследовательском, так и практическом — эти компетентности обозначаются разными терминами, в зависимости от контекста употребления. В корпоративной среде чаще используется термин soft skills или «мягкие навыки», противопоставляемые hard skills — знаниям и навыкам, которые требуются для реализации профессиональных задач на конкретном рабочем месте. В образовании чаще применяют термин «навыки XXI века»  или «навыки мышления высокого порядка». Под ними понимается совокупность умений и навыков, необходимых для успешной адаптации в современном мире, причем не только на рынке труда.

В ядро компетентностей, которые признаются всеми основными игроками, включены критическое и креативное мышление, навыки управления проектами, работы в команде, коммуникации и эффективного взаимодействия, самоорганизации и саморазвития. Перечень ключевых компетенций, принятых Европейской комиссией, включает: решение проблем, коммуникацию, креативность и инициативность. 

Ряд российских университетов не только декларируют необходимость формирования УК, но и последовательно реализуют соответствующие программы. Например НИУ ВШЭ (внедрение курсов по data culture, предпринимательству, развитию soft skills), ДВФУ (тренинги на развитие soft skills —  лидерства, работы в команде, тайм-менеджмента, критического мышления и пр.), КФУ (создание Центра развития компетентностей «Universum+»), Университет ИТМО и др.

Все эти компетентности, как отмечают авторы доклада, относятся к «сложным конструктам», каждая из которых может также делиться на составляющие. Например, в критическом мышлении чаще всего выделяют субкомпоненты «анализ», «синтез» и «выделение причинно-следственных связей». Они, в свою очередь, тоже делятся на более мелкие единицы. Компетенция «работа в команде» связана с коммуникативными навыками (приём и передача информации), саморегуляцией и целеполаганием (постановка групповых целей, расстановка приоритетов, распределение ролей). 

Международный опыт оценки УК

Компетентности, как сложные конструкты, требуют особого подхода к моделированию и измерению. На сегодня — это вызов, стоящий перед исследовательскими командами разных стран.

Процессы, связанные с Болонской реформой 2000 года, стали толчком для разработки на государственных уровнях стандартизированных систем оценки как предметных, так и непредметных результатов высшего образования. Существуют международные проекты, такие, например, как iPAL (Performance Assessment of Learning in Higher Education) и АHELO (Assessment of Higher Education Learning Outcomes).

Большинство из них включают в себя оценку как профессиональных, так и универсальных компетентностей. В их реализации задействуется большое количество участников из разных стран.

Но проект, как отмечает автор, не был реализован в полной мере. Основная проблема — организаторы не смогли создать надёжные инструменты, учитывающие лингвистические, межкультурные и межвузовские различия. Тем не менее популярность проекта во многих странах ОЭСР отражает растущее стремление к формированию международных стандартов и метрик для оценки компетентностей студентов бакалавриата, и особенно — универсальных компетентностей.

Чтобы измерить конструкты УК, стандартные методы оценивания не подходят. Здесь лучше применять инструменты другого типа, где модель задания описывает непрерывные, происходящие во времени действия, а не их отдельные составляющие. Например, это инструменты на основе заданий сценарного типа, игр, симуляций.

Для разработки подобных инструментов существуют передовые методологические технологии. Одна из них Evidence-Сentered Design или «систематический подход к разработке измерительных инструментов» (ECD).

ECD включает следующие этапы: 

  1. Операциональное определение конструкта — содержания, которое будет измеряться конкретным инструментом.
  2. Описание структуры того, что будет оцениваться через действия респондентов.
  3. Формирование модели задания: определение конкретных действий тестируемого.
  4. Разработка системы начисления баллов и модели измерений. 

Преимущество этой методологии в том, что она выстраивает логику разработки инструментов — от представлений о конструкте до наблюдаемого поведения. 

Информационно-коммуникационная компетентность в школе

Методика ECD применяется в том числе и в школьном образовании. В России в рамках данной методологии разработаны инструменты в Институте образования НИУ ВШЭ. Они измеряют такие конструкты, как информационно-коммуникационная компетентность (ИК-компетентность), «4K» (креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация), цифровая грамотность.

Тест ИК-компетентности оценивает способность выпускника основной школы использовать компьютер и другие современные технологии для получения новых знаний, коммуникации и исследовательской деятельности. Тестирование предназначено для 13-14-летних учащихся. Всего выделяется пять уровней ИК-компетентностей: продвинутый, выше базового, базовый, ниже базового, развивающийся.

В 2020 году было проведено мониторинговое исследование среди учащихся 9-х классов в школах из 21 региона России. В нём приняли участие свыше 30 000 школьников.

Результаты показали, что среди учащихся чуть менее одной трети (29,6%) обладают базовым уровнем ИК-компетентности, на уровне выше базового находятся 12,4% учащихся, на продвинутом — чуть более 4%. «Это те выпускники основной школы, кто без труда будут готовы к обучению на протяжении всей жизни и будут готовы к жизни в обществе информации и цифровых технологий», — говорится в докладе. Остальным школьникам с уровнем ниже базового (35,3%) и развивающимся (19,3%) необходима поддержка для развития цифровых навыков работы с информацией.

Критическое мышление в высшем образовании

Методология ECD, как отмечает автор доклада, может быть реализована для широкого круга конструктов (критическое мышление, решение проблем, креативность, коммуникация, различные виды функциональной грамотности и др.), при этом она не зависит от возраста. В качестве примера в докладе рассмотрены исследовательские подходы и российская практика в отношении такой УК критического мышления.  

Конструкт «критическое мышление» непросто поддается описанию. Особенностью его исследований является отсутствие конвенциональной теоретической рамки. В качестве рабочего определения в докладе представлено следующее: критическое мышление — это совокупность знаний, навыков и диспозиций, позволяющих рационально анализировать и оценивать информацию для аргументированного принятия решений. 

В 2015-2018 годах был проведен международный проект «Супертест» (Study of Undergraduate Performance), направленный в том числе на измерение навыков критического мышления студентов-инженеров в России, Китае, Индии и США. Один из выводов исследования — тревожная ситуация с развитием критического мышления у будущих инженеров. Выяснилось, что Россия, Китай, Индия по развитию этого навыка отстают от США.

В России, как отмечает автор, психометрически выверенные и качественные инструменты оценивания критического мышления для любого уровня образования практически отсутствуют. Эту проблему в настоящее время пытается решить команда Института образования НИУ ВШЭ, которая разрабатывает целевой дизайн исследования, инновационные подходы и интегративные модели оценивания, охватывающие навыки CT (сritical thinking) и COR (critical online reasoning).

Инструмент будет измерять навыки критического мышления в онлайн-среде — способность студента анализировать убеждения, предположения и аргументы, строить причинно-следственные связи, подбирать логически корректную и убедительную аргументацию, находить объяснение, делать выводы и формировать собственную позицию в решении задач в онлайн-среде.

Содержание сценарных заданий не связано с конкретным направлением обучения — задания для всех одинаковы. «Тот факт, что некоторым студентам, в силу бэкграунда, та или иная тема может быть хорошо знакома, компенсируется тем, что все задания направлены на решение разных задач (например, выбор психотерапевта, защита персональных данных или оценка высказываний представителей советского неформального искусства)», — отмечает автор.

Тест моделирует ситуацию столкновения студента с информацией из его повседневной жизни. Таким образом критическое мышление оценивается как компетенция для реальной жизни и деятельности. В рамках одного инструмента она переносится на решение различных по содержанию и целям задач.

Отечественный образовательный стандарт и реальность

Развитие и оценка универсальных компетентностей выпускников вузов — без сомнения тренд, который будет развиваться и менять систему высшего образования. Несмотря на передовые проекты по развитию УК в отдельных университетах, говорить о значительном распространении подобных практик в российском высшем образовании пока рано, отмечает автор доклада. Основная причина этого — отсутствие инструментов оценки достижения образовательных результатов. При этом подавляющая часть университетов всё ещё продолжает фокусироваться на трансляции знаний традиционным способом, говорится в докладе.

И хотя УК включены во ФГОС высшего образования в России, формулировки многих из них недостаточно конкретны. При этом современные методы оценки качества образования (ОКО) сводятся к аккредитации, лицензированию, контролю и надзору со стороны государства. Источником информации об уровне развития УК сегодня являются результаты отдельных исследовательских проектов, а также мнения работодателей и экспертов.

Валидные и надежные инструменты измерения компетентностей студентов, между тем, критичны для улучшения образовательных результатов. Без них затруднено развитие человеческого капитала. Соответственно, инструменты оценивания в высшем образовании должны покрывать все образовательные результаты, включая универсальные компетентности.
IQ

Материал написан на основе доклада «Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования», за авторством коллектива из Института образования НИУ ВШЭ, включая Карданову Е.Ю., Сорокина П.С., Орёл Е.А., Пащенко Т.В., Корешникова Ю.Н. и др.

Author: Marina Selina, April 13, 2021