• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Картотека: пространственное поведение

Где заканчивается наша зона комфорта?

ISTOCK // undefined Vectors Market from flaticon.com

Индивидуальная дистанция, зона комфорта — всё это про расстояние, на которое мы готовы подпускать к себе других людей. Пространство вокруг человека учёные сравнивают с пузырём, способным меняться в размерах. Почему так, каковы его размеры и чем они определяются, разбираем в «Картотеке» с помощью работы исследователей из РАН и НИУ ВШЭ Валентины Бурковой и Юлии Феденок.

С чего началось изучение пространственного поведения?

С работ американского психолога и антрополога Эдварда Холла. В конце 1950–начале 1960-х годов, описывая, как люди взаимодействуют в различных культурах и ситуациях, он ввел в оборот понятие проксемика (лат. proximus — ближайший; англ. proximity — близость). Теперь так называется наука, изучающая пространственное (проксемическое) поведение человека — его взаимодействие с окружающими, регулировать которое позволяет индивидуальная дистанция.

И каковы размеры индивидуальной дистанции?

Во-первых, она не одна. Дистанция варьируется в зависимости от того, с кем мы общаемся. Эдвард Холл выделил четыре её вида:

интимная (0–46 см), то есть расстояние при очень близких контактах — между супругами, родителями и детьми и др.;

личная (46–122 см) — между дальними родственниками, близкими друзьями, знакомыми;

социальная (122–210 см) — деловые контакты;

общественная (более 210 см) — расстояние для публичных контактов между выступающими и аудиторией (актерами/лекторами и зрителями/слушателями).

От чего зависит индивидуальное расстояние для общения?

В целом — от окружающей среды, культуры (этничности), пола, возраста, личностных черт, психического здоровья. Люди держатся на более близком расстоянии с детьми; подростки в общении более отдалены, чем взрослые. Имеет значение, находится ли человек на свободной территории или уже занятой кем-то, и что он в данный момент делает — пишет сообщение, читает, просто стоит. Мы стараемся дистанцироваться от того, чьё лицо выражает отрицательные эмоции. Наибольшую настороженность вызывают высокие мужчины, поскольку воспринимаются как агрессоры, однако, если высок не только рост, но и социальный статус, дистанция может сократиться.

А если сравнить мужчин и женщин?

Расстояние при коммуникации с мужчинами всегда больше и сами они общаются на более дальних «рубежах», чем женщины. При наблюдении за движением потока прохожих в разных странах и городах установлено, что мужчины идут рядом друг с другом реже, но при этом мужские группы двигаются быстрее.

Страна имеет значение?

Эдвард Холл выделил два типа культур: контактные (южные), чьи представители общаются на более близкой дистанции и с максимумом прикосновений (Италия, Испания, латиноамериканские страны), и неконтактные (северные), где предпочтительны дальние дистанции, а прикосновения минимальны (скандинавские страны, Япония)

Современные исследования, в том числе одно из крупнейших на выборке около 9 тыс. человек из 42 государств, показали: комфортные расстояния для жителей разных стран широко варьируются.

Разделение культур на два типа тоже подтвердилось?

Не так однозначно. Русскую культуру, в частности, нельзя привязать строго к одному типу. Российские данные доказывают, что по соблюдаемой дистанции она скорее относится к неконтактному типу, а по контакту глаз, тактильной коммуникации и ориентации тела — к контактному.

Как измеряют комфортное межличностное расстояние?

Чаще всего лабораторными методами. Самый распространённый из них — «Стоп-дистанция» (Stop-distance). К участнику эксперимента, стоящему посреди комнаты, подходит человек до тех пор, пока у испытуемого не возникает чувство дискомфорта. Он останавливает сближение словом «Стоп», момент вторжения в личное пространство фиксируется. Пройденное расстояние измеряется 5–10 раз с точностью до 0,5 см и вычисляется среднее значение.

Пространственное поведение изучают только лабораторно?

Кроме лабораторных методов, используют проективные и полевые. В первом случае проксемическое поведение моделируется, а его условия контролирует исследователь. Во втором он изучает реальное общение: фиксирует естественные реакции на расстоянии, не вмешиваясь (так называемое невключенное наблюдение), либо — останавливая их в нужный момент («инвазивное» наблюдение).

Какие методы распространены больше?

Проективные. Они просты в сборе информации, позволяют контролировать все переменные и задействовать большие выборки. Наиболее часто применяется Шкала комфортной межличностной дистанции (Comfortable Interpersonal Distance/CID). На листе, доске или другой поверхности, которые имитируют комнату или открытую площадку, человек рисует или передвигает бумажные фигурки, кукол и проч., представляя, как бы повёл себя в определенной ситуации. Расстановка фигур и его реакции помогают делать выводы о комфортной дистанции и типе взаимоотношений с окружающими.

Бумажные фигурки в эпоху всеобщей цифровизации?

Конечно, не только они. Испытуемых «погружают» в иммерсивную виртуальную среду, создающую эффект полного присутствия, то есть общения, где в роли других людей выступают графические изображения (аватары). Ещё вариант — магнитно-резонансная томография (МРТ), показывающая, как на приближение незнакомцев реагирует мозг. Здесь вторжение в личное пространство ученые имитировали через демонстрацию крупных фото лиц с разными выражениями (гнев, отвращение, отсутствие эмоций).

Какие результаты может дать невключенное наблюдение в «поле»?

Автор одной из ранних полевых работ Дэвид Мейнс в конце 1970-х изучал поведение пассажиров метро в Нью-Йорке и выявил стремление людей избегать тактильных контактов с представителями другого пола и расы. Джозеф Ньюман и Кларк Макколи в статье 1977 года показали, что, сокращая визуальные контакты с незнакомцами в транспорте, человек адаптируется к «межличностным перегрузкам в условиях скученности». Российские авторы, наблюдавшие за дошкольниками, установили, что «структура пространственного поведения детей отражает социометрическую структуру группы, при этом дети высокого ранга, независимо от гендера, общаются на меньшей индивидуальной дистанции, чем дети низкого ранга».

А когда наблюдение «инвазивное», с вмешательством исследователя?

Благодаря такому методу, в частности, удалось понять, как развивается персональное пространство детей и подростков, выяснить, что дистанция общения увеличивается с возрастом и связана с регионом (сельчане коммуницируют на более дальнем расстоянии, чем горожане), а длительное совместное проживание носителей разных норм проксемического поведения делает эти нормы общими.

Результаты проективных, лабораторных и полевых работ сопоставимы?

Далеко не всегда. Так, выяснилось, что расстояние общения, измеренное в лабораторных и естественных условиях, отличается как минимум вдвое: средняя дистанция взрослого человека русской культуры в первом случае составляет от 70–74 см до 1,2 метра, во втором 41–42 сантиметра. Обоснованность применения проективных и лабораторных методов была поставлена под сомнением даже специальным исследованием, которое сравнило все три группы методов. Впрочем, мнения различаются, тем более с учётом экспериментов в виртуальной среде, позволяющей получать массивы данных, недоступные в полевой реальности.

IQ

 

Авторы исследования:
Валентина Буркова, кандидат исторических наук, доцент Школы исторических наук, старший научный сотрудник Международного центра антропологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН
Юлия Феденок, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН
Author: Svetlana Saltanova, March 30, 2022