• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Белка, Стрелка, модный принт

Как память о покорении космоса сохраняется в современной уличной одежде

Российские модные бренды сегодня активно обращаются к истории освоения космоса в поисках идей и образов для своих коллекций. Екатерина Кулиничева, историк моды, младший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории исследований спорта и автор телеграм-канала об истории спортивной моды и кроссовок «Чей туфля спортивная», рассказала IQ.HSE о том, как космос и его покорение становятся источником историй и образов для российской streetwear-моды. Оригинальное исследование на эту тему вышло в журнале «Шаги/Steps».

Специалисты по репрезентации космоса в культуре традиционно уделяют много внимания живописи, журнальным иллюстрациям, открыткам, предметному дизайну. А вот модную одежду и аксессуары учёные нередко обходят вниманием. Тем не менее память о космических завоеваниях сохраняется и в таком аспекте сегодняшней земной повседневности как streetwear (по-русски — стритвир или уличная одежда). Так называют категорию брендов, ассоциирующихся с производством определённых типов вещей (футболки, кроссовки, худи и т.д.) и приёмами дизайна — как техническими (например, печать на футболках или худи), так и креативными (например, производство социального высказывания или креативное использование образов, созданных другими художниками).

Чем интересен streetwear

Продукты streetwear-моды способны одновременно рассказывать и показывать — прямо или метафорически визуализировать какую-либо историю. И российские streetwear-бренды здесь не исключение — от них ожидают высказывания с помощью принта и текста. 

Исторически streetwear возникла как одежда для спорта, часть рабочей или военной формы, но со временем получила новый статус модной одежды. Особый вклад в её трансформацию с одной стороны внесли субкультуры: скейтеры, исполнители и поклонники хип-хопа, граффитисты, калифорнийские серферы. А с другой — гражданский активизм streetwear-дизайнеров. Они всегда противопоставляли streetwear мейнстримной моде, наделяли его «протестностью», «альтернативой» и «независимым духом»; пытались просвещать и работать с памятью и прошлым.

Космос как проекция

В этом плане интересно, что российская streetwear-мода постоянно интересуется космосом. Эта тема объединяет разные поколения россиян, причём от юбилеев и знаменательных дат интерес к ней не зависит: тематические коллекции выпускаются и без привязки к ним. Исторические сюжеты, например, запуск первого искусственного спутника Земли, в последние годы пользуются большей популярностью, чем текущие космические проекты. И это не только российский, но и мировой тренд.

Крупные американские бренды выпустили несколько вещей или коллекций, посвященных американским космическим миссиям прошлого, прежде всего полётам на Луну. Конкуренцию лунной теме на рынке streetwear-моды смог составить только марсианский проект. Эта тема по-своему уникальна — она одновременно историческая и современная. Марс напоминает как обо всех космических миссиях прошлого, в том числе советских, на эту планету, так и отражает реакцию на новые инфоповоды, связанные в первую очередь с проектами Илона Маска.

У российских брендов среди космических героев и сюжетов наиболее популярны Юрий Гагарин и его полёт, собаки-космонавты Белка и Стрелка, первый искусственный спутник Земли. Также встречаются учёные и конструкторы (но заметно реже), космическая архитектура, монументы и другие земные артефакты (однако они в основном связаны с теми же миссиями Гагарина, Белки и Стрелки или запуском спутника) и образы несоветской космонавтики с отсылками к американскому космическому агентству NASA, как дань глобальным трендам. В целом, круг героев и событий, к которому регулярно обращается streetwear-мода, весьма ограничен. И не похоже, что он заметно расширяется со временем.

 

Почему так происходит? Важную роль играет экономика. Новый товар — это точка компромисса между новыми идеями дизайнеров и тем, что можно выгодно продать. Поэтому в тех случаях, когда главной задачей стоит максимизация прибыли, бренды, возможно, предпочтут обратиться к наиболее известным и популярным из космических героев. Многие российские streetwear-бренды стремятся на международный рынок, а Гагарин, собаки-космонавты и первый спутник — это универсальные, понятные во всём мире образы. 

Для российской же аудитории все они имеют ещё и важный символический статус. Это не только первопроходцы, чьи миссии закончились благополучно. Но и живой, зримый образ эпохи конца 1950-х – начала 1960-х — времени надежд и изменений в политике и культуре нашей страны, воспринимаемой современными россиянами скорее позитивно, в отличие, например, от периода застоя.

Отдельная интересная группа космических сюжетов в российской streetwear-моде — это архитектура, монументы и образцы графического дизайна, песни или стихотворения, созданные, чтобы увековечить успехи советской космонавтики. Так, в коллекциях «Кружка» использовались фотографии монумента «Спутник» (Москва, скульптор С.Я. Ковнер), изображающего символическую фигуру рабочего с моделью искусственного спутника Земли в вытянутой руке, и монумента-обелиска у московского Музея космонавтики (скульптор А.П. Файдыш-Крандиевский, архитекторы М.О. Барщ и А.Н. Колчин). Шарф «Утро космической эры» в одной из космических коллекций того же бренда — это отсылка к названию конкретного зала в московском Музее космонавтики, посвящённого запуску первого спутника.

 

Иконография космоса

Иконография — использование определенных образов — показатель того, что известно о событии или как оно воспринимается сегодня, в какой контекст помещается. Streetwear-мода может становиться площадкой, где не только производится отбор, про кого или про что рассказывать современному потребителю, но и разрабатываются новые типы иконографии. 

В современной российской streetwear-моде или в коллекциях, выполненных в этой стилистике, можно выделить два основных подхода к построению космической иконографии: конвенциональный (привычный, традиционный) и экспериментальный, с новыми подходами к изображению. В качестве экспериментов российские бренды превращают в декоративный элемент технические описания и чертежи, отказываются от прямой лобовой изобразительности или визуализируют то, чего не было, например, сводят вместе героев, которые не встречались в реальной жизни. Скажем, есть принт, где Гагарин держит на руках собаку Лайку. 

Другой приём — свести в одном изображении реальных исторических личностей и персонажей популярной культуры, причём не советской, а глобальной, возникшей в других странах. Пример такого рода — принт бренда Mother Russia «Гагарин», где первый космонавт оказывается в одном пространстве с ксеноморфами, героями знаменитой кинофраншизы «Чужие». Ещё один вариант — калужский принт «Циолковский на велосипеде». Хотя все элементы этого изображения взяты из городской среды, картина в целом недвусмысленно напоминает знаменитую афишу фильма Стивена Спилберга «Инопланетянин» и конкретный эпизод из него — Циолковский летит над Калугой так же, как E.T. и его друг-мальчик. Совсем свежий принт, который тот же бренд выпустил уже после завершения исследования — «Космонавтика, я твой отец», с очевидной отсылкой к «Звёздным войнам», где Циолковский изображен в образе джедая. 

 

В этом контексте достижения советской космонавтики и её герои оказываются включенными в глобальное культурное наследие человечества, где Гагарин или советские собаки-космонавты сосуществуют с «Чужим», «Инопланетянином» или, например, корги королевы Елизаветы II. Это дает возможность выйти за границы привычного взгляда на космическую гонку как часть политического противостояния СССР и Запада и бинарных оппозиций «свои-чужие».

Трансформация советского канона памяти

Если сравнить творческие продукты современных российских брендов категории streetwear с советским каноном увековечивания космических достижений, известным по космической филателии, мы увидим как сходства, так и важные отличия. Часть советской иконографии покорения космоса сегодня успешно воспроизводится — как намеренно, так и непроизвольно. Часть её, однако, из употребления уходит или трансформируется. Так, из всех канонических типов изображений Гагарина, которые использовались в советское время, сегодня у дизайнеров моды остаётся популярным его портрет в космическом шлеме и скафандре, но нельзя увидеть его изображений в мундире, гражданском формальном костюме или шлеме лётчика, хотя в СССР они были популярны и часто встречаются на марках. 

С одной стороны, набор героев и упоминаемых событий оказывается более узким по сравнению с советским каноном памяти. С другой — типология продуктов культурного производства, которые изображают или цитируют дизайнеры в своих принтах, расширяется и теперь включает в себя не только монументальную скульптуру и мемориальную архитектуру, но и песни, поэзию, вышивки и ту же филателию.

Образы космоса для российского streetwear становятся частью высказываний разного типа, в том числе комментариев к актуальной социальной или политической повестке или к частным жизненным ощущениям. А сама одежда, аксессуары или рекламные материалы к коллекциям сегодня стали одним из самых любопытных медиумов публичной истории (public history), который ни в коем случае нельзя обойти вниманием.
IQ
 

Автор исследования:
Екатерина Кулиничева, историк моды, младший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории исследований спорта и автор телеграм-канала об истории спортивной моды и кроссовок «Чей туфля спортивная»
Author: Anna Pravdyuk, April 12, 2022