• ABC
Regular version of the site

В НИУ ВШЭ заставили людей рисковать, подавив активность отдельных участков мозга

Воздействовали магнитным полем на левую дорсолатеральную префронтальную кору

Исследователи Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ экспериментально показали, что магнитная стимуляция префронтальной коры мозга изменяет оценку возможных исходов в момент принятия рискованных решений и заставляет испытуемых действовать менее рационально. Учёные полагают, что открытие позволит лучше понять механизмы формирования игровой зависимости. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

В повседневной жизни нам часто приходится принимать решения, действуя в ситуации неопределённости и риска. Это требует обработки значительного количества информации. Например, если человек раздумывает, купить ли ему лотерейный билет стоимостью 100 рублей, то ему необходимо оценить, насколько привлекательна для него потенциальная сумма выигрыша, а также достаточно ли велика вероятность этого выигрыша для того, чтобы платить указанную цену.

Классический способ исследования работы мозга при принятии решений — поведенческие эксперименты с применением функциональной магнитно-резонансной томографии. Испытуемого помещают в фМРТ-сканер и предлагают разные лотереи на выбор, а затем наблюдают — какие области мозга более активны, если человек выбирает рискнуть либо, наоборот, избегает риска.

Однако такой метод исследования имеет два недостатка. Во-первых, он не даёт ответа на вопрос о причинно-следственной связи между активностью определённой области мозга и принятым решением. Во-вторых, люди склонны воспринимать ценность вознаграждения и вероятность его получения искаженно. Например, мы с трудом можем почувствовать разницу между шансом выигрыша 1 из миллиона и 1 из 100 тысяч.

Ценность денег для нас также выглядит нелинейно: например, разница между суммой в 1000 и 1100 рублей может выглядеть более существенной, чем разница между 10 000 и 10 100 рублями. Всё это приводит к вопросу — какие области мозга напрямую задействованы в формировании этого искаженного восприятия и каким образом мозг интегрирует эту информацию для принятия каждого отдельного решения.

В исследовании Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ обе эти проблемы удалось решить. Для экспериментов была выбрана дорсолатеральная префронтальная кора мозга, так как, согласно литературным данным, эта область играет важную роль в принятии рискованных решений. Её возбудимость временно подавляли с помощью транскраниальной магнитной стимуляции, после чего испытуемому предлагалось ответить на ряд вопросов и выбрать лотерею с меньшим либо большим риском.

Каждый участник исследования посещал лабораторию трижды. Два раза проводилась настоящая магнитная стимуляция либо правой, либо левой дорсолатеральной префронтальной коры, и один раз эксперимент проходил без стимуляции (испытуемый об этом не знал).

Метод транскраниальной магнитной стимуляции основан на принципе электромагнитной индукции. Возле головы испытуемого помещают генератор магнитного поля («койл»), который с определённой частотой и интенсивностью генерирует магнитные поля. Они легко проходят сквозь череп и мозговые оболочки, достигают близлежащих нейронов (на глубине до 5 см) и активируют, либо, наоборот, временно «отключают» их.

Выяснилось, что после реальной стимуляции мозга и плацебо-стимуляции выбор участников отличался. Временное снижение возбудимости левой дорсолатеральной префронтальной коры приводило к тому, что испытуемые вели себя менее рационально: они в меньшей степени ориентировались на средний выигрыш, который можно было получить в каждой из лотерей.

Применение математических методов показало, что это изменение обусловлено тем, что в результате магнитной стимуляции мозга восприятие вероятностей выигрыша становилось ещё более искаженным. Например, испытуемые вели себя так, как если бы вероятность выигрыша 97% воспринималась как 100%, и, наоборот, вероятность выигрыша в 1% игнорировалась, как будто она равна нулю. При этом субъективная ценность денежного вознаграждения осталась для них неизменной.

Префронтальная кора мозга играет ведущую роль в восприятии такой абстрактной информации, как вероятность возможных исходов. Мы показали, что существует причинно-следственная связь между активностью дорсолатеральной префронтальной коры и тем, какую лотерею человек выберет. Также, возможно, именно она объединяет эту информацию с другими аспектами выбора для принятия финального решения, например с информацией о размере денежного выигрыша. Изучение подобных нейрональных механизмов может в будущем привести к лучшему пониманию патологического поведения, например игромании, когда человек систематически предпочитает рискованные решения даже в ущерб собственному благосостоянию.

Ксения Паниди