• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Шерстяная» сценография, или Как Гертруда переодела Офелию

Шекспировед Александр Аникст так обрисовал стилистику постановки Юрия Любимова: «Театр отказался от придворной пышности, пренебрег придворным этикетом...». Дело в том, что театральный художник Таганки Давид Боровский предложил одеть актеров в «прозаичные» шерстяные одежды — свитера.

Такая одежда была органична для актеров Таганки. «Мы и в жизни тогда все ходили в джинсах и свитерах», - говорила Алла Демидова (королева Гертруда в спектакле). С другой стороны, шерсть была «посредником» между историей и современностью. Вязаные одежды люди носили и много веков назад, замечал Юрий Любимов.

Гамлет был одет в черный свитер и джинсы (он еще во время репетиций закрепил за собой право на такой костюм). Королева Гертруда и король Клавдий (Алла Демидова, Вениамин Смехов, а также Александр Пороховщиков) носили белые одежды. Однако так сложилось не сразу. Замысел Давида Боровского «подредактировала» Алла Демидова.

Художник предложил для венценосцев костюмы «цвета патины» - король и королева напоминали бы две бронзовые статуи. «Идея Боровского была хорошей. Но когда костюм связали, выкрасили и принесли в  театр, от идеи не осталось ничего, - вспоминала Демидова в своей книге «Бегущая строка памяти» (М.: «Эксмо-пресс», 2000, с. 141-143). - Мое платье было отвратительного грязно-зеленого цвета. …При этом патина не вспоминалась». Актриса придумала другой костюм. А заодно переодела Офелию, которой сначала предназначались светлые одежды.

«Юрий Петрович, это же трафарет! - заявила Алла Демидова. - Всегда Офелию играли в белом платье... А невеста-то в пьесе кто? Гертруда. Вы посмотрите, как прекрасно играет Офелию Наташа Сайко. Она играет такую незаметную мышку... Ее в этом серо-коричневом занавесе и не видно. Она не выпячивает себя».

В итоге Офелию одели в платье цвета занавеса — серое, королева же была в белом платье.

Но, надев белый наряд, Алла Демидова поняла, что играть в нем сложно.  «Чтобы выйти  на сцену в вязаном платье, надо обладать фигурой Афродиты, - пишет актриса. - И тогда … я взяла какие-то два белых платка… сшила – и получилось такое пончо, но до полу со шлейфом, и оно прикрыло мое платье». Дополнением к платью стали массивные цепи.