В изучении микроэкономики, как правило, выделяют три уровня сложности: начальный, промежуточный и продвинутый. Задача студентов на начальном этапе — осознать экономическое содержание моделей, которые они впоследствии будут изучать с помощью математического инструментария.
Учебников по микроэкономике – как на русском языке, так и на английском, разной степени сложности – великое множество. Основная проблема при самостоятельном выборе такого учебника – найти соответствующий своим знаниям и потребностям. «Продвинутые» учебники предполагают глубокое знание высшей математики, все модели представлены в них в формализованном виде. В учебниках попроще – объяснение экономических проблем базируется на их графическом представлении или словесном описании.
В изучении микроэкономики, как правило, выделяют три уровня сложности: начальный, промежуточный и продвинутый. Задача студентов на начальном этапе — осознать экономическое содержание моделей, которые они впоследствии будут изучать с помощью математического инструментария.
Один из лучших учебников по микроэкономике для начального уровня, как мне представляется, — это учебник Роберта Пиндайка и Даниэля Рубинфельда «Микроэкономика». Он переведен на русский язык, причем перевод довольно удачный, есть некоторые ошибки, но их немного. С математической точки зрения учебник достаточно прост, зато охватывает обширный блок тем, материал подается доступно.
Еще одно несомненное достоинство учебника – его не скучно читать: в нем много примеров из реальной жизни, иллюстрирующих ту или иную экономическую модель. Примеры относятся как к практике ведения бизнеса крупными компаниями, так и к проблемам государственного регулирования рынков. Например – резко выросли цены на бензин, правительство США решило защитить потребителей и ввело контроль за ценами. Что из этого получилось?
После изучения каждой темы читателю предлагается решить ряд задач – также весьма полезных с точки зрения соответствия их реальной действительности и экономической практике. Ведь студент сможет стать настоящим экономистом только в том случае, если он умеет решать задачи и применять теоретические знания в процессе анализа реальной экономики.
Я бы рекомендовала этот учебник студентам факультетов менеджмента, экономики, мировой экономики, государственного и муниципального управления.
Другой подходящий учебник для начального уровня — книга Р. Х. Франка «Микроэкономика и поведение». Она также переведена на русский язык. Как и учебник Пиндайка и Рубинфельда, книга Франка не слишком математизирована. В ней тоже есть задачи и проверочные вопросы после каждой главы, а также много примеров из жизни. Но специфика этих примеров такова, что данную книгу я бы посоветовала психологам, юристам, социологам, философам. Франк пишет в духе экономического натурализма. Примеры, в основном, из обыденной жизни, и автор пытается показать, как обычные люди подсознательно просчитывают свои издержки и выгоды от того или иного поведения, какие экономические мотивы стоят за каждым их действием.
Еще одно учебное пособие, которое я хотела бы порекомендовать тем, кто начинает знакомство с микроэкономикой,— это задачник Дмитрия Акимова, Ольги Дичевой и Людмилы Щукиной «Задания по экономике: от простых до олимпиадных». В нем есть большое количество задач — от самых элементарных до очень сложных, – а также ответы и решения к большинству из них. Это отличное подспорье при подготовке к экзамену.
В понимании того, как теоретические модели применяются в реальной жизни, может помочь изучение кейсов – конкретных экономических ситуаций. Поэтому я бы рекомендовала будущим экономистам познакомиться с двумя сборниками кейсов, недавно изданными кафедрой экономической теории НИУ ВШЭ. В них представлены ситуации, случившиеся в разное время на российских и западных отраслевых рынках и рассмотренные сквозь призму экономических понятий и моделей. Один сборник – Е.В. Савицкая, Е.В. Лебединская. Экономический анализ современных рынков: учебное пособие. Второй сборник – «Микроэкономика. Макроэкономика: сборник кейсов» под редакцией А.В. Аносовой и С.Ф. Серегиной.
Для изучения микроэкономики на промежуточном уровне в России обычно рекомендуют учебник Х . Р. Вэриана, который так и называется – «Микроэкономика. Промежуточный уровень: современный подход». Он популярен на Западе, давно переведен на русский язык и есть во всех библиотеках. Но у меня к нему ряд претензий . Во-первых, с точки зрения математики он, на мой взгляд, слишком прост для промежуточного уровня. Во-вторых, темы в этом учебнике рассмотрены неравномерно. Так, раздел, посвященный поведению потребителя, очень подробный и занимает почти треть учебника. Остальные проблемы представлены слишком кратко. Наконец, в учебнике мало задач, и они не очень интересные.
Я бы рекомендовала учебник «Микроэкономика .Промежуточный уровень» Александра Чеканского и Натальи Фроловой. Это очень качественный учебник, прекрасно сбалансированный — все необходимые темы в нем представлены и рассмотрены достаточно подробно. Но самое главное, в комплекте с этим учебником (как дополнение к нему) теми же авторами издан и задачник – «Микроэкономика. Промежуточный уровень. Учебное пособие». В нем представлен большой спектр интересных задач и проблем ко всем темам курса. Для меня это самый большой плюс данного учебника — задач много, разны х по уровню сложности, с ответами и решениями. В Вышке этот комплект ( учебник + учебное пособие) почему-то рекомендуют редко, но тем, кто хочет хорошо знать микроэкономику, я бы настоятельно посоветовала обратиться именно к нему .
На английском языке для решения задач промежуточного уровня подойдет учебник «Микроэкономическая теория: основные принципы» (Microeconomic Theory: Basic Principles and Extensions), Уолтера Николсона (Walter Nicholson). Т ам к каждой теме прилагаются очень хорошие задачи, решать которые — просто удовольствие.
Основной учебник продвинутого уровня — Hal R. Varian « Microeconomic Analysis». Все модели здесь строго формализованы ( представлены математическим языком ), ибо учебник этот рассчитан на читателей, уже хорошо знакомых не только с экономическим содержанием данных моделей, но и с высшей математикой . Его обычно рекомендуют для изучения микроэкономики в магистратуре, иногда – на старших курсах бакалавриата. Этот учебник любят физики и математики за его лаконичность: там почти нет слов – одни формулы.
А я больше люблю читать толстые книжки, в которых внимание уделяется не только основным принципам, но и деталям. Поэтому мне нравится учебник других авторов: H.Gravell, R.Rees. “Microeconomics”. Многие темы там написаны исключительно хорошо – отмечены все тонкости и нюансы! И математика на высоком уровне. Мне кажется, что в этой книге каждый читатель сможет найти для себя что-то интересное.
Наконец, есть учебник Эндрю Масколеля, Майкла Уинстона и Джерри Грина ( « Microeconomic T heory » Andre u Mas-Colel l, Michael Whinston, Jerry Green) . Это очень хороший, но и очень сложный учебник, требующий фундаментального знания высшей математики . Его обычно рекомендуют те м, кто уже готовит PhD, а иногда советуют учащимся некоторых направлений магистратуры. Полагаю, большинству студентов нет необходимости его читать . Н о те, кто хочет всерьез заниматься научными исследованиями в области экономической теории, непременно должны с ним познакомиться.
Елена Савицкая, профессор кафедры экономической теории факультета экономики НИУ ВШЭ