• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лекции по экономике образования

Лекции по экономике образования освещают состояние и проблемы развития экономики современного российского образования. Среди них: организация управления образованием, финансирование и развитие приносящей доходы деятельности, взаимоотношения с налоговой системой и ряд других. Большое внимание уделено проблемам совершенствования экономических отношений и основным направлениям модернизации образования на разных этапах. В основу лекций положен опыт автора, полученный за время работы в органах управления образованием и преподавания экономики образования в Государственном университете - Высшей школе экономики. Лекции предназначены в первую очередь учащимся и работникам системы образования, а также всем, кому интересны экономические проблемы образования. 

Сергей Анатольевич Беляков

Москва: ГУ ВШЭ, 2002, cерия "Библиотека развития образования", 338 с.

Лекция 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

  • Введение. Законодательные основы функционирования сферы образования Российской Федерации. Направления развития законодательной базы сферы образования. Понятия системы образования, образовательного процесса, образовательной организации. Понятие некоммерческой организации и ее отличительные черты. Особенности образовательного учреждения как вида некоммерческой организации. Автономия образовательных учреждений: исторические корни, понятие, экономическое содержание, конкретная реализация.

    Лекция 2. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

  • Введение. Основы построения системы управления образованием. Структура управления образованием. Функции управления образованием и их распределение по уровням управления.

    Лекция 3. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

  • Введение. Схема бюджетного финансирования образования. Основные функции участников финансирования образования. Приложение. Лимиты бюджетных обязательств федерального бюджета

    Лекция 4. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ (продолжение).

  • Общие положения. Бюджетная смета, расчет потребности в бюджетных средствах. Основные проблемы, направления и перспективы совершенствования бюджетного финансирования сферы образования в России

    Лекция 5. ВНЕБЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

  • Понятие внебюджетной деятельности. Основные направления и виды внебюджетной деятельности образовательных учреждений. Классификация внебюджетных доходов. Основные факторы, определяющие эффективность внебюджетной деятельности. Ценообразование во внебюджетной деятельности.
  • Приложение 1. Перечень видов внебюджетной деятельности
  • Приложение 2. Генеральное разрешениена открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в органах федерального казначейства

    Лекция 6. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

  • Общие положения. Объекты налогообложения в сфере образования. Налоговые льготы для образовательных учреждений. Приложение. Перечень расходов, которые считаются произведёнными на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса.

    Лекция 7. ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

  • Введение. Приватизация в системе образования. Совершенствование отношений собственности в сфере образования.
  • Приложение. Совокупность отношений собственности в системе образования

    Лекция 8. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

  • Необходимость реформирования системы образования. Основные подходы к реформированию систем образования в мире.

    Лекция 9. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ (продолжение)

  • Основные направления экономии бюджетных ассигнований. Общая характеристика концепций реформирования образования (1997-1998 гг.). Основные направления реформирования организационно-экономического механизма общего образования. Основные направления реформирования организационно-экономического механизма профессионального образования.
  • Приложение 1. Расчет потребности учреждений системы общего образования в финансовых средствах
  • Приложение 2. Расчет потребности в субвенциях из федерального бюджета при установлении нормативов бюджетного финансирования

 Лекция 1

  NEW Лекция 2

  Лекция 1

  Лекция 2

  Лекция 3

  Лекция 4

  Лекция 5

  Лекция 6

  Лекция 7

  Лекция 8

  Лекция 9

  Обложка и выходные данные

  Оглавление

  Шмуцы

 

Лекция 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
 
Введение. Законодательные основы функционирования сферы образования Российской Федерации. Направления развития законодательной базы сферы образования. Понятия системы образования, образовательного процесса, образовательной организации. Понятие некоммерческой организации и ее отличительные черты. Особенности образовательного учреждения как вида некоммерческой организации. Автономия образовательных учреждений: исторические корни, понятие, экономическое содержание, конкретная реализация.
Лекция 2. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
 
Введение. Основы построения системы управления образованием. Структура управления образованием. Функции управления образованием и их распределение по уровням управления.
Лекция 3. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
 
Введение. Схема бюджетного финансирования образования. Основные функции участников финансирования образования. Приложение. Лимиты бюджетных обязательств федерального бюджета
Лекция 4. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ (продолжение).
 
Общие положения. Бюджетная смета, расчет потребности в бюджетных средствах. Основные проблемы, направления и перспективы совершенствования бюджетного финансирования сферы образования в России
Лекция 5. ВНЕБЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
 
Понятие внебюджетной деятельности. Основные направления и виды внебюджетной деятельности образовательных учреждений. Классификация внебюджетных доходов. Основные факторы, определяющие эффективность внебюджетной деятельности. Ценообразование во внебюджетной деятельности.
Приложение 1. Перечень видов внебюджетной деятельности
Приложение 2. Генеральное разрешениена открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в органах федерального казначейства
Лекция 6. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
 
Общие положения. Объекты налогообложения в сфере образования. Налоговые льготы для образовательных учреждений. Приложение. Перечень расходов, которые считаются произведёнными на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса.
Лекция 7. ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
 
Введение. Приватизация в системе образования. Совершенствование отношений собственности в сфере образования.
Приложение. Совокупность отношений собственности в системе образования
Лекция 8. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
 
Необходимость реформирования системы образования. Основные подходы к реформированию систем образования в мире.
Лекция 9. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ (продолжение)
 
Основные направления экономии бюджетных ассигнований. Общая характеристика концепций реформирования образования (1997-1998 гг.). Основные направления реформирования организационно-экономического механизма общего образования. Основные направления реформирования организационно-экономического механизма профессионального образования.
Приложение 1. Расчет потребности учреждений системы общего образования в финансовых средствах
Приложение 2. Расчет потребности в субвенциях из федерального бюджета при установлении нормативов бюджетного финансирования