Средства массовой информации играют большую роль в жизни каждого человека. Они «апеллируют к личности в совокупности ее социальных ролей – как к гражданину, и семьянину, представителю социума в целом и жителю конкретного района. Содержание средств массовой информации охватывает все стороны связей человека с обществом и его подсистемами, все области общественных отношений, в которые включена личность» [8].
Под средствами массовой информации принято понимать социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе. Массовая информация предназначена для численно большой, обычно географически рассредоточенной аудитории и отличается быстротой и регулярностью распространения, практически одновременностью потребления, опосредствованным, в известной степени стереотипизированным характером [6]. Передаваемая информация должна обязательно отвечать общественным интересам. Ее распространение – неотъемлемая часть массового духовного общения людей, которое возникло на определенной ступени развития человечества в дополнение к непосредственному межличностному общению.
Среди основных средств массовой информации можно выделить телевидение, радио и прессу. Интересным представляется и тот факт, что в настоящее время к средствам массовой информации стал относиться Интернет. В Интернет размещают сотни разных газет, радио и телевизионных каналов, получивших таким образом доступ к глобальной аудитории.
Каждый из перечисленных СМИ имеет свои особенности, сильные и слабые стороны.
Специфика печати, выражающей свое содержание через письменное слово, заключена, прежде всего, в большей, чем на радио и телевидении, аналитичности текстов. Сам процесс чтения предполагает высокую степень абстрактности мышления, активную работу воображения, интеллектуальное напряжение. В результате более тесным становится взаимодействие автора и читателя. Также, газетно-журнальные тексты удобны как хранилище информации: к ним можно вернуться для подробного изучения, они компактны, легко поддаются копированию и т.д [4]. Среди специализированных печатных изданий о здоровье можно отметить такие журналы, как «Здоровье», «Здоровье школьника», «Медицина и здоровье», «Планета здоровья», «Женское здоровье» и другие. Также данные издания размещены в сети Интернет (www.zdr.ru, www.za-bartoi.ru, www.medat.ru, www.ph.ru, www.wh-lady.ru).
В Интернет число специализированных сайтов о здоровье достаточно велико, только в России их около пятисот.
Основные преимущества радио связаны с его большей, по сравнению с телевидением, оперативностью и доступностью и практически безграничным распространением, а также с технической простотой и дешевизной производственного процесса. Однако, нужно отметить, что с развитием научно-технического прогресса различия, связанные с оперативностью и доступностью все более стираются. Выразительные средства радиожурналистики – живой голос, шумы, музыка – обладают высоким потенциалом достоверности и образности в передаче реальных событий. На сегодняшний день, радио слабо задействовано в распространении информации о здоровье. Среди специализированных радиопрограмм посвященным здоровью и здоровому образу жизни можно отметить лишь «Планета здоровья» транслируемую на «Радио России» и «Домашняя аптечка» - на радио «Маяк».
Телевидение сочетает в себе возможности радио, кино, фотографии, живописи, театра. Синтезируя изображение и звук, оно способно добиваться почти полного жизнеподобия транслируемых картин, обеспечивать совпадение по времени событий и зрительского наблюдения за ними. Выделяются следующие причины столь быстрого и массового распространения телевидения:
Примером телепрограмм, способствующих формированию ценностного отношения к здоровью могут служить следующие: «Здоровье с Еленой Малышевой» и «Малахов +» на первом канале, «Наше все» и «Без рецепта» на НТВ, «Здоровье» на канале Россия, «Медицинское обозрение» - ТВ3 и др.
Для того чтобы выявить какую роль в распространении информации о здоровье должны играть СМИ необходимо определить назначение и функции средств массовой информации в Российском обществе.
Американские теоретики и историки печати [7], выделяют четыре теории, характеризующие средства массовой информации, каждая из которых имеет свою определенную цель. Во-первых, это авторитарная теория, цель которой заключается в поддержании и проведение политики действующего правительства, а также в обслуживании государства. Во-вторых – либертарианская теория. Ее цель – информировать, развлекать и продавать, но в основном помогать находить истину и контролировать правительство. В-третьих это теория социальной ответственности, цель которой - информировать, развлекать и продавать, но в основном переводить конфликт на уровень обсуждения. И четвертая теория – советская социалистическая. Ее цель – способствовать успеху и поддержанию советской социалистической системы, в частности диктатуры партии.
В современной России сформировался другой подход к средствам массовой информации, близкий к либертарианской теории. Его также называют концепцией свободной воли. Теоретики этой доктрины четко определили функции общества и государства. Человек в этой концепции является самоцелью, а счастье и благосостояние личности - целью общества. Основной функцией общества является продвижение интересов его индивидуальных членов. «Государство существует как метод обеспечения индивида средой, в которой он может реализовать свои возможности». Исходя из этого, главной целью СМИ является удовлетворение потребностей общества в информации. Потребность в информации – это потребность в совокупности таких сведений, в которых общество нуждается для нормального функционирования и развития. Функционирование и жизнеспособность общества в целом зависит в первую очередь от здоровья составляющих его индивидов.
Здоровье выступает в качестве одного из необходимых и важнейших условий активной, творческой и полноценной жизни человека в обществе. Именно на это в свое время обратил внимание К. Маркс [5], представив болезнь как стесненную в своей свободе жизнь. Недостаточный уровень здоровья (при прочих равных условиях) оказывает негативное влияние на социальную, трудовую и экономическую активность людей, на производительность и интенсивность их труда; отрицательно сказывается на ряде показателей естественного движения населения, а также на здоровье и физическом развитии потомства. В связи с этим, информация о здоровье должна занимать ведущее место в системе информационного пространства телевидения, радио, прессы и Интернет.
Особую актуальность это приобретает на фоне общего ухудшения здоровья россиян. Ежегодно медицинская статистика фиксирует рост заболеваемости и увеличение числа инвалидов, что в свою очередь пагубно отражается на демографической ситуации в целом. В среднем численность населения России ежегодно сокращается на 600-900 тыс. человек. Уровень смертности в 2005 г. достиг значения 16,1 промилле. Особое беспокойство вызывает увеличение смертности в молодых возрастных когортах. В 2005 г. ожидаемая продолжительность жизни при рождении в России составила 65,3 года: мужчин – 58,9 года, женщин – 72,3 года. Столь значительной разницы (13,4 года) между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин нет ни в одной стране мира. Такой разрыв значительно превышает показатели большинства стран, где эта величина в среднем составляет от 5 до 7 лет.
Для сохранения здоровья актуальной является задача формирования у всего населения новой культуры здоровья, которая снижает не только вероятность появления болезней, но и позволяет постепенно укреплять жизненные силы человека на основе использования традиционных и нетрадиционных методов профилактики и лечения заболеваний.
Изменить отношение людей к своему здоровью невозможно без помощи мощнейшего инструмента формирования общественного мнения - средств массовой информации. Роль СМИ в формировании мировоззрения, ценностей, норм, идеалов и образцов поведения как отдельного человека, так и всего общества, неоценима. Телевидение, радио и пресса, выполняя просветительские, образовательные, информационные, культурно-духовные функции, способны повысить интерес населения к проблемам поддержания высокого уровня своего здоровья.
В настоящее время актуальной проблематикой исследований является изучение информационного поля СМИ, в частности того, какую социальную окраску имеет распространяемая информация о здоровье.
Нужно отметить, что современные средства массовой информации могут иметь как положительный, так и отрицательный эффект в распространении информации о здоровье.
Положительную роль может играть социальная реклама. В частности реклама зубных паст, шампуней, гигиенических средств и др. способствует закреплению в сознании людей необходимости соблюдения правил личной гигиены.
К сожалению, в отечественных СМИ нередко встречается реклама продукции, способной нанести вред здоровью. Например, в рекламе продуктов питания ресторана «Мак Доналдс» акцентируется внимание на том, что предлагаемое питание является полноценным и здоровым. Однако, по мнению медицинских специалистов, продукция «фаст фуд» лишь отрицательно сказывается на здоровье, приводя к таким нежелательным последствиям, как ожирение.
В настоящее время реклама крепких спиртных напитков и табачных изделий по телевидению запрещена. Весьма очевидно, что подобные меры необходимо принимать и в отношениях слабоалкогольных напитков – пива. К тому же, для эффективной борьбы с вредными привычками, требуется запрещение подобной рекламы не только на телевидении, но и на радио, и на уличных рекламных щитах.
В целом можно отметить, что в России недостаточно специализированных изданий и программ, посвященных формированию ценностного отношения к здоровью. Современные издания и программы пропагандируют те образцы поведения, которые не способствуют укреплению здоровья, а наоборот, приводят к ослаблению жизнеспособности организма [2].
Политика по регулированию деятельности средств массовой информации может и должна оградить население от вредного влияния материалов, связанных с насилием, рискованным поведением, недоброкачественной рекламой.
Нужно помнить, что главная роль СМИ в социальном государстве заключается в предоставлении позитивной информации, которая будет востребована населением. Для формирования ценностных ориентаций и мотиваций к поддержанию и укреплению собственного здоровья, необходимо чтобы позитивная медицинская информация транслировалась регулярно, а также с учетом особенностей аудитории (интересы, возраст, пол). От того, насколько грамотно, профессионально, доступно будет предложена информация о возможностях и методах сохранения здоровья, зависит эффективность деятельности средств массовой информации.
Формирование здорового образа жизни должно быть основным направлением социальной политики в области здравоохранения. Комплексные программы укрепления здоровья и усиления профилактики не должны сводится к отдельным мероприятиям по организации медицинской помощи, необходимо чтобы они включали в себя меры гигиенического воспитания, по борьбе с алкоголизмом, наркоманией, курением и другими факторами риска, активизацию физической культуры, меры по формированию здорового образа жизни [1].
Список литературы