• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аспиранты факультета психологии ВШЭ смогут проводить психофизиологические исследования мирового уровня

В этом году в аспирантскую школу по психологическим наукам на бюджетные места набирают по конкурсу 10 человек. Они будут слушать учебные курсы в соответствии со своими научными интересами и работать в лабораториях на самом современном оборудовании.

С приходом нового декана Василия Ключарева на факультете психологии ВШЭ началось развитие нейробиологического направления в психологических науках. Таков мировой тренд. В европейских и американских университетах психологические науки изучаются вместе с нейронауками, исследующими мозг человека: как он устроен и как он работает. Ведь поведение человека объясняется не только психологическими теориями, но и биологическими особенностями его мозга. Психологи проводят эксперименты на сложнейшем оборудовании, позволяющем воздействовать на мозг с помощью магнитных волн.

Обучение в аспирантуре будет междисциплинарным: психологические исследования тесно связаны с математикой, физикой, биологией, медициной

Содержательные изменения на факультете затронули и аспирантуру. Ранее здесь готовили по двум научным специальностям — «Общая психология, психология личности, история психологии» и «Социальная психология». Они, конечно же, сохраняются, но в этом году аспирантская школа будет готовить исследователей по более широкому направлению «Психологические науки», включающему «Психофизиологию». Обучение в аспирантуре будет междисциплинарным: психологические исследования тесно связаны с математикой, физикой, биологией, медициной.

Как будет организовано обучение в аспирантской школе

Все аспиранты будут изучать учебные курсы (это примерно одна восьмая часть трудозатрат) — высокоспециализированные, необходимые для выполнения их исследовательских проектов. Наличие широкого спектра учебных курсов — обязательное требование к аспирантуре как третьей ступени высшего образования в соответствии с новым законом «Об образовании в РФ» (отсюда и название «аспирантская школа», подразумевающее, прежде всего, учебу). Будет усилена подготовка в области математики, программирования и математических методов обработки информации, которые необходимы современному психологу.

Сегодня на факультете сформирована лабораторная база мирового уровня, позволяющая проводить уникальные эксперименты, — ни в одном другом российском вузе такого оборудования нет

Разумеется, как и раньше, предусмотрена научная работа — и в рамках взаимодействия аспиранта с научным руководителем, и на научно-исследовательских семинарах. Аспирант, работая над диссертацией, может быть принят на должность стажера-исследователя, то есть получать не только стипендию, но и зарплату.

Сегодня на факультете сформирована лабораторная база мирового уровня, позволяющая проводить уникальные эксперименты, — ни в одном другом российском вузе такого оборудования нет.

«Современным психологам недостаточно бумаги и ручки, с помощью которых можно проводить тесты, — рассказывает академический директор аспирантской школы по психологическим наукам Ольга Мартынова. — Необходимы научные эксперименты, которые проводятся на современном оборудовании. Мы закупили оборудование для транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС). Так называется метод, позволяющий неинвазивно (на расстоянии) стимулировать кору головного мозга при помощи коротких магнитных импульсов. Можно «возбуждать» или «тормозить» определенные участки коры головного мозга, и благодаря этому, например, влиять на степень конформности человека: если сначала под воздействием общественного мнения он меняет свою позицию, то затем под воздействием ТМС менять ее отказывается». Пример такого эксперимента — когда студент выбирает самых красивых девушек на курсе, затем ему рассказывают, что другие студенты их красивыми не считают, он принимает точку зрения большинства, но после воздействия ТМС снова возвращается к своей прежней позиции.

Аспиранты — главный двигатель науки

Сама Ольга Мартынова, нейрофизиолог, получившая степень PhD в университете Турку (Финляндия), первоначально пришла туда на проект, посвященный восприятию речи новорожденными, и одновременно с учебой в аспирантуре работала исследователем. Аспирантов она считает «главным двигателем науки»: они обрабатывают данные, готовят публикации и проводят исследования, так что задача факультета — привлечь самых талантливых и заинтересованных.

Нельзя приходить в аспирантуру без четкого понимания, чем вы будете заниматься, с надеждой определить это в процессе учебы. Аспирант идет на конкретный проект в конкретной лаборатории — такова мировая практика, которую мы внедряем у нас

Мартынова Ольга Владимировна
академический директор аспирантской школы по психологическим наукам

Аспирантура факультета психологии открыта для выпускников магистратуры (специалитета) и Высшей школы экономики, и других вузов. «Нельзя приходить в аспирантуру без четкого понимания, чем вы будете заниматься, с надеждой определить это в процессе учебы, — считает Ольга Мартынова. — Аспирант идет на конкретный проект в конкретной лаборатории — такова мировая практика, которую мы внедряем у нас».

В новом учебном году в аспирантской школе по психологическим наукам выделено 10 бюджетных мест. Как и на других факультетах, есть возможность поступить в академическую аспирантуру с ежемесячной стипендией в 30 тысяч рублей. Факультет психологии сейчас принимает двух иностранных стажеров-исследователей (из Италии и США), и после года подготовки они также будут учиться в аспирантуре, защищая диссертацию на английском языке с переводом.

Психология — наука, которая нужна везде: от образования до политики, поэтому в психологию могут приходить представители многих других специальностей и проводить исследования на стыке дисциплин. О трудоустройстве психологов вопрос сегодня не стоит — они востребованы в разных сферах, при этом многие охотно остаются в академической среде. Подробнее об условиях поступления в аспирантскую школу по психологическим наукам можно узнать на ее сайте

Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ

Автор текста: Старцев Борис Юльевич, 4 июня, 2014 г.