Заменит ли интернет-образование традиционные университеты? Где лекции читать тяжелее — в аудитории или перед камерой? Был бы Джордж Клуни убедителен в роли настоящего преподавателя? Ответы на эти вопросы дает декан факультета психологии ВШЭ Василий Ключарев, который читает на Coursera авторский курс по нейроэкономике.
«Мне было любопытно его подготовить, но я был на сто процентов уверен, что он не состоится», — говорит про свой курс «Введение в нейроэкономику: как мозг принимает решения» Василий Ключарев. Затея с Coursera была для него экспериментом, проводимым в весьма тяжелых условиях. Четырнадцать лет отработав в крупных европейских университетах и научных центрах, в НИУ ВШЭ Василий Ключарев пришел, чтобы реформировать испытывавший трудности факультет психологии. Всего за год на факультете появилось новое научное направление — нейроэкономическое, был создан Центр нейроэкономики и когнитивных исследований, получивший современное оборудование, открылась магистерская программа по когнитивным наукам.
Но сомнения Василия Ключарева были связаны не только с нехваткой времени. Все же нейроэкономика — область знаний весьма специфическая и, казалось бы, не для широкой аудитории. Однако слушателей Coursera она заинтересовала.
записались на курс
посмотрели лекции
обсуждают курс на форуме
решили сдавать экзамен
Среди тысяч студентов — и биологи, и гуманитарии, и люди из бизнеса, которым интересно, что из нейробиологии можно использовать, например, в маркетинговых технологиях. «По сравнению с обычным «офлайновым» курсом мне ничего особо менять не пришлось, — уверяет профессор Ключарев. — Разве что сделал материал чуть-чуть проще, доступнее». В этом, кстати, помогли технические специалисты, которые переформатировали, дополнив визуальными эффектами, слайды, демонстрируемые во время лекций.
Противники онлайн-образования часто указывают на его дезорганизованность (по другую сторону экрана ведь тысячи студентов, за которыми не уследишь) и трудности с «обратной связью». Но массовость имеет и положительные эффекты, с которыми, изучая записи на форуме курса, столкнулся лектор: «Возникает «критическая масса» умных ребят, которые очень интересно самоорганизуются и инициируют необычные дискуссии, за которыми ты сам начинаешь следить». Спонтанно образуются группы по интересам и по странам, «продвинутые» слушатели помогают «чайникам» разобраться в ключевых понятиях науки: «Можно увидеть, как экономист задает вопрос по нейробилогическим методам, а другой слушатель, явно нейробиолог, тут же отвечает ему». Столь интенсивного обмена мнениями и мощного «фидбэка» в обычных условиях добиться нельзя.
Главная мотивация преподавателя — в том, что публичные онлайн-курсы делают ему рекламу. Благодаря Coursera можно значительно расширить не только свою студенческую аудиторию, но и сеть профессиональных контактов. Коллеги регулярно оставляют Василию Ключареву отзывы в социальных сетях, и сам он попросил нескольких западных ученых, специалистов в соответствующих областях, записать на видео небольшие комментарии в дополнение к своим лекциям. Никто не отказал.
Я, в принципе, не против, чтобы вместо нас лекции читали актеры или роботы. Но как будут реагировать студенты, если вместо меня будут видеть Джорджа Клуни?
«Для меня это превращается в микрошколу: я общаюсь со студентами и учеными, коллеги комментируют мои слайды, высказываются по интересным темам, — это все тоже бонусы, которых я от Coursera не ожидал», — говорит Василий Ключарев.
Тем, кто только берется за подготовку такого курса, он советует обязательно взять ассистента (одному преподавателю со всем объемом информации справиться невозможно) и заранее планировать время, необходимое для взаимодействия со слушателями на форуме.
Курс на Coursera — это цикл заранее записанных лекций. И техническая сторона дела тут не менее важна, чем его содержание. Первый опыт записи для многих преподавателей оказывается шоком. «Я никогда не выходил с лекции таким уставшим, как после записи видео для Coursera, — рассказывает Василий Ключарев. — Трудность на физиологическом уровне — стоишь на одном месте, непонятно куда говоришь. Я-то во время лекций привык ходить, это даже стимулирует мыслительный процесс».
«Так как надо было проверять, нет ли помарок, мне пришлось отсматривать все видеозаписи — я впервые посмотрел на себя со стороны, — продолжает Василий Ключарев. — Это любопытный опыт — кадр за кадром смотреть, как и что я говорю, где удачно получается, а где нет. Я вижу кучу своих недостатков, но удивлен, как неплохо в результате все получилось».
На запись каждой лекции уходило в среднем по три часа. После всех отсмотров, редакторской правки и монтажа на Coursera загружалась часовая лекция.
Тяжелая работа для непривыкших к киносъемкам преподавателей. Возможно, лучше с ней справились бы актеры, читающие текст, или виртуальные персонажи? «Я, в принципе, не против, чтобы вместо нас лекции читали актеры или роботы, — говорит Василий Ключарев. — Но как будут реагировать студенты, если вместо меня будут видеть Джорджа Клуни? Кто-то, возможно, хорошо, а кто-то — с недоверием. Все же если условный Клуни будет выводить математические формулы, он хоть что-то должен в математике понимать».
Если Джордж Клуни вряд ли отнимет у Григория Перельмана Филдсовскую премию, то вот MOOC (Massive Open Online Courses) могут существенно повлиять на развитие традиционного университетского образования. «До начала своего проекта на Coursera я был бóльшим скептиком относительно интернет-образования, — признается Василий Ключарев. — Я, наверное, ретроград. Люблю держать в руках бумажные книжки. И потом, я получал биологическое образование, на практических занятиях работал с животными, с препаратами. Но, может быть, новому поколению совсем неважно, где они видят преподавателя — на экране или в аудитории?»
Почти все теоретические курсы можно сделать онлайновыми, считает он. Возможно, в будущем учиться в университете будут не пять-шесть лет, а гораздо меньше: базовые курсы студенты будут осваивать в сети, а потом будут приходить к ученым за эксклюзивными знаниями.
Но одного преимущества традиционных университетов — возможности вести исследовательскую работу — онлайн-образование лишено. «А без исследовательской работы ты не выпускник», — уверен профессор Ключарев.
Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ
Ключарев Василий Андреевич
декан Факультета психологии