• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Высшей школе экономики обсудят нейробиологические механизмы социального влияния

30-31 августа 2015 года в Высшей школе экономики пройдет первый международный семинар по нейробиологическим механизмам социального влияния (Neurobiology of Social Influence). Организатор — Центр нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ.

Можно ли сделать из принципиального человека конформиста? Уверены ли мы в точности своих воспоминаний? Что такое нейромаркетинг и как мозг влияет на распространение в обществе новых идей? На эти и другие вопросы ответят ведущие специалисты в сфере нейробиологии и социального влияния.

«Долгое время, чтобы понять механизмы мозга, влияющие на принятие решений, исследователи изучали отдельных людей. Однако наши решения обычно принимаются под сильным воздействием окружающих. Например, люди демонстрируют различные формы «стадности», то есть схожести мнения и поведения в группе без осознанной координации, — говорит ведущий научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ Василий Ключарев. — Сравнительно недавно важная роль социального влияния стала общепризнанной и нашла свое отражение в новой области — нейроэкономике, дисциплине, изучающей нейробиологические основы принятия решений. Наш исследовательский центр ВШЭ одним из первых в мире стал комбинировать подходы социальных наук и нейроэкономики. Надеемся, что предстоящий семинар станет традиционной площадкой для обмена мнениями и опытом между российскими и зарубежными учеными, исследующими различные темы: от социального влияния на нашу память до отношения к всевозможным формам убеждения».

Ключевые темы докладов:

  • Нейробиология убеждения
  • Природа запоминания в социальных группах
  • Психофармакология социального научения
  • Нейробиология когнитивного диссонанса
  • Активность мозга, предсказывающая распространение новых идей.

В числе основных участников:

Эмили Фальк (Emily B. Falk, Университет Мичигана, США) — крупнейший мировой эксперт в области нейробиологических механизмов социального влияния и убеждения. Эмили Фальк изучает распространение идей в сообществах, разных культурах, а также показатели активности мозга, по которым можно судить об эффективности полученного человеком сообщения (реклама, совет и т.п.). Кроме того, в своих исследованиях ученый рассматривает причины, по которым люди бросают курить, пользуются защитными кремами от солнца, а также исследует способы убеждения человека, побуждающие его заботиться о своем здоровье.

Время выступления: 30 августа, 14.00.

Даниэль Кэмпбелл Мейклджон (Daniel Campbell-Meiklejohn, Университет Сассекса, Великобритания) — психофармаколог, автор исследования о влиянии метилфенидата (стимулятор центральной нервной системы) на конформизм. Поклонникам книги Криса Фрита «Мозг и Душа» будет интересно, что часть исследований Даниэля проводилась в лаборатории знаменитого ученого Криса Фрита в Кэмбридже.

Время выступления: 30 августа, 15.00.

Кеисе Изума (Keise Izuma, Университет Йорка, Великобритания) — ведущий мировой специалист в области механизмов когнитивного диссонанса и его влияния на процесс изменения индивидуального мнения под влиянием социального окружения. Одна из главных теорий современной психологии — теория когнитивного диссонанса — была предложена Леоном Фестингером в 1957 году, а несколько лет назад Кеисе Изума выдвинул революционную гипотезу о роли фронтальной коры в развитии когнитивного диссонанса и подтвердил ее в работах, опубликованных в ведущих журналах «PNAS», «Neuron», «Current Opinion in Neurobiology» и др.

Время выступления: 30 августа, 16.20.

Мика Эдельсон (Micah Edelson,Университет Цюриха, Швейцария) — в 2011 году широкий резонанс получила его статья «Following the Crowd: Brain Substrates of Long-Term Memory Conformity», опубликованная в журнале «Science». Ученый рассказал о процессе формирования в мозге человека ложных воспоминаний. Оказалось, что даже люди с хорошей памятью легко «заменяют» свои воспоминания под воздействием чужого мнения. В подобном конформизме нашей памяти особенно важную роль играют связи таких частей головного мозга, как миндалины и гиппокамп. Их активность вызывает серьезные искажения воспоминаний.

Время выступления: 31 августа, 10.00.

Але Шмидтс (Ale Smidts, Университет им. Эразма Роттердамского, Голландия) — автор многочисленных исследований в области нейромаркетинга. Изучает механизмы влияния экспертов, знаменитостей, эффективной рекламы на аудиторию. Считается, что именно он предложил термин «нейромаркетинг». В одной из своих последних работ он рассказывает о возможности предсказывать коммерческий успех фильмов по сигналу электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Работы Але Шмидтса публикуются как в экономических, психологических журналах: «Marketing Research», «Psychological Science», «Journal of Economic Psychology», «Journal of Economic Behavior and Organization», «Marketing Letters», так и в нейробиологических журналах: «Social Cognitive & Affective Neuroscience», «the Journal of Neuroscience», «Nature Reviews Neuroscience» и «Neuron».

Время выступления: 31 августа, 12.00.

Рабочий язык: английский (возможность перевода на русский язык уточняется).

Место проведения: Москва, ул. Мясницкая, 9/11, ауд. 330

Начало: 30 августа — в 14.00, 31 августа — в 10.00

Вход по спискам. О своем желании придти на семинар просьба заранее сообщить координатору мероприятия Анне Шпектор по электронной почте anna_shpektor@mail.ru или по телефону + 7 (916) 552 68 13.

Вход сотрудников НИУ ВШЭ в воскресенье (30 августа) также будет осуществляться по списку.

Более подробную информацию о программе семинара можно найти здесь.

20 августа, 2015 г.