• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оптовики потеряли оптимизм

Экономический кризис распространился на оптовую торговлю. Инфляция и снижение доходов населения привели к падению спроса, который наиболее остро почувствовали фирмы, реализующие товары длительного пользования, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в оптовой торговле.

Результаты финансово-экономической деятельности организаций оптовой торговли за IV квартал 2015 года позволяют констатировать преломление относительно позитивной отраслевой динамики, отметили эксперты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге «Деловой климат в оптовой торговле в IV квартале 2015 года».

Впервые с 2009 года главный индикатор обследования - Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) - опустился до -1%. «Торговый процесс перешел в режим жестких адаптационно-кризисных мер, что определило соответствующие акценты в его функционировании, - отметили экономисты в документе. - По итогам 2015 года дестабилизация деловой активности обусловила низкие отрицательные значения показателей, характеризующих тенденции спроса и продаж оптовой торговли. Наблюдаемая динамика макроэкономических параметров пока не способна задать координаты, при которых в 2016 году наступит утраченное равновесие спроса и предложения».

Несмотря на активное сжатие внутреннего потребления, вызванного сокращением реальных располагаемых денежных доходов населения и инфляцией, благоприятный деловой климат по итогам 2015 года сохранился в оптовых фирмах, реализующих парфюмерию и косметику (ИПУ +3%) и фармацевтику (ИПУ +3%). В значительно худшем состоянии продолжали пребывать оптовики, реализующие товары длительного социального назначения. Существенное ослабление делового климата произошло в фирмах, реализующих бытовую мебель и напольные покрытия, а также бытовые электротовары, ИПУ составил -8 и -2% соответственно.

Завершение торгового сезона для оптовой торговли ознаменовалось закреплением неблагоприятных тенденций по всем основным операционным показателям торговой деятельности - портфель заказов, товарооборот, объем продаж. Балансовая оценка последнего составила -14% против -12% в IV квартале 2014 года.

Согласно результатам обследования, в IV квартале темпы сокращения объема складских запасов замедлились. Баланс оценки изменения показателя составил -3% против -6% в третьем и в первом кварталах 2015 года, соответственно. В то же время, большинство руководителей (83%) констатировали, что уровень имеющихся складских запасов товара в их организациях соответствует «нормальному».

Высока доля предпринимателей (47%), ссылавшихся на недостаток в фирмах собственных финансовых средств, и тех, кто выразил недовольство высокими процентными ставками (38%).

Наибольшую неудовлетворенность финансовым потенциалом своих фирм выражали руководители, занятые продажами машин и оборудования (57% респондентов), автотранспортных средств (54%), сельхозсырья (53%), лесоматериалов (52%). В меньшей степени данная проблема беспокоила предпринимателей, занятых оптовыми поставками парфюмерии, бытовой мебели, фармацевтических товаров.

Рисунок 1. Индекс предпринимательской уверенности в организациях оптовой торговли

Рост цен в оптовой торговле по итогам 2015 года замедлился. Основными антиинфляционными факторами выступили сниженные ценовые позиции в прайс-листах поставщиков для оптовых организаций – производителей товаров, а также сжатие рыночной активности, вызванное стагнированием экономики и ухудшением потребительских настроений домашних хозяйств из-за снижения реальных располагаемых денежных доходов населения.

Повышательная ценовая динамика сохранялась в фирмах, ориентированных на продажу товаров населению. Эта тенденция зафиксирована в организациях, реализующих продовольствие, парфюмерию, косметику, фармацевтику.

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Результаты мониторинга позволяют наблюдать достаточно жесткую просадку оптового сегмента по итогам 2015 года. К сожалению, приходится констатировать, что в более чем годовой схватке с атакующим воздействием непрекращающихся конъюнктурных шоков, оптовики, по-видимому, потерпели поражение. Отрицательная динамика основного индикатора обследования (ИПУ) подтверждает данный тезис.

Позитивный пересмотр смены экономической парадигмы в ближайшее время едва ли возможен. Риск появления очередных негативных сюрпризов перевешивает надежду на скорый и качественный разворот тренда. Единственное, что остается оптовикам, это продолжать оптимизацию бизнес-процессов, удерживать свою нишу на рынке и формировать предложения, удовлетворяющие запросам клиентов.

Полный текст мониторинга «Деловой климат в оптовой торговле в 4 квартале 2015 года» 

См. также:

Инфляция набирает обороты
Падение спроса погружает оптовиков в кризис
Оптовики выходят из кризиса

 

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 4 марта, 2016 г.