• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Университетские деньги не идут впрок студентам-бизнесменам

Университетские инициативы по развитию человеческого и социального капитала побуждают студентов становиться предпринимателями, а вот предоставление вузами финансовых средств начинающим бизнесменам дает обратный эффект. К такому выводу пришли Галина Широкова, Татьяна Цуканова и Карина Богатырева в исследовании «Университетская среда и предпринимательская активность студентов: роль бизнес-опыта и предпринимательской самоэффективности».

Сегодня университеты всего мира активно развивают учебные и внеучебные программы, связанные с предпринимательством. Но соизмеримого роста выпускников, открывающих свой бизнес, не наблюдаетсяМожно предположить, что университетская среда способна как ограничивать, так и поддерживать студенческое предпринимательство.

Профессор кафедры стратегического и международного менеджмента Высшей школы менеджмента СПбГУ Галина Широкова и аспиранты этой кафедры Татьяна Цуканова и Карина Богатырева решили оценить, как влияют различные типы предпринимательского капитала, предоставляемые университетом, на вовлечение студентов в бизнес. Результаты исследования были представлены в статье «Университетская среда и предпринимательская активность студентов: роль бизнес-опыта и предпринимательской самоэффективности», опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования» №3 за 2015 год.

Авторы исследования выделили три категории ресурсов, необходимых для успешной предпринимательской деятельности:

  • человеческий капитал как знания, умения, навыки и компетенции индивида. В современных исследованиях он признается самым важным ресурсом экономических агентов, поскольку высокий уровень человеческого капитала повышает вероятность доступа к другим необходимым ресурсам;
  • социальный капитал, формирующийся в результате вовлечения предпринимателя и его сотрудников в социальные сети и участия в социальном обмене. Чем выше уровень социального капитала, тем легче предприниматели получают нужную информацию и быстрее налаживают связи с инвесторами, поставщиками, потенциальными клиентами.
  • финансовый капитал, то есть денежные средства, необходимые для открытия бизнеса. Доступ к финансовым ресурсам на этапе создания бизнеса остается крайне сложной задачей, что часто приводит к отказу от реализации предпринимательских намерений. Эта проблема особенно актуальна для студентов, часто не имеющих достаточных сбережений и кредитной истории.

Университет как источник ресурсов обеспечивает доступ к знаниям и навыкам, предлагает возможности по развитию сети профессиональных контактов, а также в ряде случаев снабжает финансовыми ресурсами.

Поверить в себя

Авторы исследования анализировали ряд гипотез:

  • университетские инициативы по развитию человеческого капитала положительно связаны с масштабом действий студентов по открытию собственного бизнеса;
  • университетские инициативы по развитию социального капитала положительно связаны с масштабом действий студентов по открытию собственного бизнеса;
  • предоставление университетом финансового капитала положительно связано с масштабом действий студентов по открытию собственного бизнеса.

Кроме того, исследователи рассматривали ряд дополнительных факторов, способных повлиять на приобщение студентов к предпринимательству.

Прежде всего это предпринимательский опыт: опытные студенты имеют более реалистичные ожидания и более четкие представления о том, как следует действовать и каким образом использовать первоначальное финансирование, предоставляемое университетом. Хотя, с другой стороны, наличие опыта может «затуманить» восприятие образовательных курсов и обеспечить студентам-бизнесменам сеть профессиональных контактов и возможности финансирования вне университетских программ. Поэтому ученые НИУ ВШЭ выдвинули сразу три гипотезы:

  • наличие предыдущего опыта способно ослабить связь между инициативами университета по развитию человеческого капитала и масштабом действий студентов по открытию собственного бизнеса;
  • наличие предыдущего опыта способно ослабить связь между инициативами университета по развитию социального капитала и масштабом действий студентов по открытию собственного бизнеса;
  • наличие предыдущего опыта способно ослабить связь между предоставлением университетом финансового капитала и масштабом действий студентов по открытию собственного бизнеса.

Другим важным фактором является так называемая предпринимательская самоэффективность (entrepreneurial self-efficacy) – она основана на оценке собственных компетенций, связанных со «способностями к самомотивации, мобилизации когнитивных ресурсов и реализации действий, направленных на установление контроля над ситуацией». Именно это фактор стимулирует переход от предпринимательских намерений к действиям.

Таким образом, были сформулированы следующие предположения:

  • высокий уровень самоэффективности способен ослабить связь между инициативами университета по развитию человеческого капитала имасштабом действий студентов по открытию собственного бизнеса;
  • высокий уровень самоэффективности способен ослабить связь между инициативами университета по развитию социального капитала имасштабом действий студентов по открытию собственного бизнеса;
  • высокий уровень самоэффективности способен ослабить связь между финансовым капиталом, предоставляемым университетом, и масштабом действий студентов по открытию собственного бизнеса.

Университет поддержит студентов

Для тестирования выдвинутых гипотез Широкова, Цуканова и Богатырева использовали иерархический регрессионный анализ. Данные для исследования, были собраны в рамках международного проекта «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов» (Global UniversityEntrepreneurial Spirit Students' Survey, GUESSS), инициированного Швейцарским институтом малого бизнеса и предпринимательства Университета Сент-Галлена.

В выборку для анализа попали 31 927 респондентов из 25 стран. Средний возраст участников – 24,1 года; 47% респондентов – женщины, 53% - мужчины. Большинство студентов учились на программах бакалавриата (81,2%), а 35% из них изучали бизнес и экономику. Чуть более половины респондентов (53,3%) сообщили, что в их семьях по крайней мере один из родителей был предпринимателем.

Результаты анализа подтвердили гипотезы о том, что университетские инициативы по развитию человеческого и социального капитала помогают вовлечению студентов в предпринимательство. Следовательно, предпринимательству можно научиться, в том числе с помощью преподавателей и наставников. Участие в образовательных инициативах может помочь в развитии навыков и умений, необходимых для претворения предпринимательских идей в жизнь. Помимо образовательных инициатив университетам следует уделять особое внимание планированию и организации мероприятий, способствующих развитию социального капитала студентов и предоставляющих площадку для обсуждения проблем, возникающих при создании бизнеса.

А вот финансовый капитал, предоставляемый университетом, напротив, отрицательно влияет на предпринимательскую активность учащихся. Это может быть вызвано несколькими причинами. С одной стороны, студенты, которым не удалось получить университетское финансирование, могут отказываться от расширения своего бизнеса. С другой стороны, студенты, получившие деньги, могут расслабиться и пропустить ряд важных шагов, типа подготовки четкого бизнес-плана.

Полученные данные, по мнению авторов, говорят о том, что университетам нужно пересмотреть программы финансирования предпринимательских начинаний студентов. Так, финансовая поддержка может предоставляться в меньшем объеме, но большему числу студентов и только с определенной стадии развития бизнеса.

В отношении дополнительных факторов было установлено, что предыдущий опыт положительно связан с предпринимательской активностью студентов, но он уменьшает связь между успехами в бизнесе и университетскими программами по развитию человеческого и социального капитала.

Самоэффективность, то есть бóльшая степень уверенности студента в собственных силах и навыках уменьшает связь между масштабами предпринимательской деятельности и университетскими инициативами по развитию человеческого и социального капиталов.

См. также:

Российские вузы пытаются преодолеть границы 
Поддержка малого бизнеса: первые итоги

 

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 24 февраля, 2016 г.