Сегодня университеты всего мира активно развивают учебные и внеучебные программы, связанные с предпринимательством. Но соизмеримого роста выпускников, открывающих свой бизнес, не наблюдается. Можно предположить, что университетская среда способна как ограничивать, так и поддерживать студенческое предпринимательство.
Профессор кафедры стратегического и международного менеджмента Высшей школы менеджмента СПбГУ Галина Широкова и аспиранты этой кафедры Татьяна Цуканова и Карина Богатырева решили оценить, как влияют различные типы предпринимательского капитала, предоставляемые университетом, на вовлечение студентов в бизнес. Результаты исследования были представлены в статье «Университетская среда и предпринимательская активность студентов: роль бизнес-опыта и предпринимательской самоэффективности», опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования» №3 за 2015 год.
Авторы исследования выделили три категории ресурсов, необходимых для успешной предпринимательской деятельности:
Университет как источник ресурсов обеспечивает доступ к знаниям и навыкам, предлагает возможности по развитию сети профессиональных контактов, а также в ряде случаев снабжает финансовыми ресурсами.
Авторы исследования анализировали ряд гипотез:
Кроме того, исследователи рассматривали ряд дополнительных факторов, способных повлиять на приобщение студентов к предпринимательству.
Прежде всего это предпринимательский опыт: опытные студенты имеют более реалистичные ожидания и более четкие представления о том, как следует действовать и каким образом использовать первоначальное финансирование, предоставляемое университетом. Хотя, с другой стороны, наличие опыта может «затуманить» восприятие образовательных курсов и обеспечить студентам-бизнесменам сеть профессиональных контактов и возможности финансирования вне университетских программ. Поэтому ученые НИУ ВШЭ выдвинули сразу три гипотезы:
Другим важным фактором является так называемая предпринимательская самоэффективность (entrepreneurial self-efficacy) – она основана на оценке собственных компетенций, связанных со «способностями к самомотивации, мобилизации когнитивных ресурсов и реализации действий, направленных на установление контроля над ситуацией». Именно это фактор стимулирует переход от предпринимательских намерений к действиям.
Таким образом, были сформулированы следующие предположения:
Для тестирования выдвинутых гипотез Широкова, Цуканова и Богатырева использовали иерархический регрессионный анализ. Данные для исследования, были собраны в рамках международного проекта «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов» (Global UniversityEntrepreneurial Spirit Students' Survey, GUESSS), инициированного Швейцарским институтом малого бизнеса и предпринимательства Университета Сент-Галлена.
В выборку для анализа попали 31 927 респондентов из 25 стран. Средний возраст участников – 24,1 года; 47% респондентов – женщины, 53% - мужчины. Большинство студентов учились на программах бакалавриата (81,2%), а 35% из них изучали бизнес и экономику. Чуть более половины респондентов (53,3%) сообщили, что в их семьях по крайней мере один из родителей был предпринимателем.
Результаты анализа подтвердили гипотезы о том, что университетские инициативы по развитию человеческого и социального капитала помогают вовлечению студентов в предпринимательство. Следовательно, предпринимательству можно научиться, в том числе с помощью преподавателей и наставников. Участие в образовательных инициативах может помочь в развитии навыков и умений, необходимых для претворения предпринимательских идей в жизнь. Помимо образовательных инициатив университетам следует уделять особое внимание планированию и организации мероприятий, способствующих развитию социального капитала студентов и предоставляющих площадку для обсуждения проблем, возникающих при создании бизнеса.
А вот финансовый капитал, предоставляемый университетом, напротив, отрицательно влияет на предпринимательскую активность учащихся. Это может быть вызвано несколькими причинами. С одной стороны, студенты, которым не удалось получить университетское финансирование, могут отказываться от расширения своего бизнеса. С другой стороны, студенты, получившие деньги, могут расслабиться и пропустить ряд важных шагов, типа подготовки четкого бизнес-плана.
Полученные данные, по мнению авторов, говорят о том, что университетам нужно пересмотреть программы финансирования предпринимательских начинаний студентов. Так, финансовая поддержка может предоставляться в меньшем объеме, но большему числу студентов и только с определенной стадии развития бизнеса.
В отношении дополнительных факторов было установлено, что предыдущий опыт положительно связан с предпринимательской активностью студентов, но он уменьшает связь между успехами в бизнесе и университетскими программами по развитию человеческого и социального капитала.
Самоэффективность, то есть бóльшая степень уверенности студента в собственных силах и навыках уменьшает связь между масштабами предпринимательской деятельности и университетскими инициативами по развитию человеческого и социального капиталов.
См. также:
Российские вузы пытаются преодолеть границы