• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В кризис спрос растет только на услуги ломбардов

Рынок услуг больше других отраслей страдает от кризиса. Предприниматели констатируют снижение деловой активности, падение спроса и экономических показателей своих организаций. От экономического кризиса выигрывают разве что владельцы ломбардов, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в сфере услуг.

В IV квартале 2015 года продолжился спад деловой активности на рынке услуг. Платежеспособный спрос со стороны населения падает. Росстат провел традиционный ежеквартальный выборочный опрос руководителей 5,6 тысяч компаний сферы услуг, и 30% респондентов сообщили о сокращении спроса на услуги своих компаний. О росте спроса рассказали лишь 14% опрошенных. В результате баланс оценок изменения показателя достиг рекордного значения за четыре года наблюдений (-16%).

Ускорилось сокращение объема оказанных услуг и прибыли от их реализации, продолжало ухудшаться экономическое положение организаций. Зато рост цен на оказываемые услуги постепенно замедлился – с +7% в начале года до +2%. В целом, инфляционный фон в конце 2015 года был довольно спокойным. Согласно данным Росстата, индекс цен на услуги в декабре 2015 года к декабрю предыдущего года (110,2%) был ниже темпов потребительской инфляции в целом (115,5%).

Также обращает на себя внимание отсутствие резкого снижения численности занятых в организациях сферы услуг, ведь этот сектор экономики дает работу значительной части населения страны.

Результирующий показатель обследования – индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) – за последний квартал прошедшего года снизился сразу на три процентных пункта до рекордной отметки в -9%. Отрицательные значения ИПУ сложились практически во всех обследуемых видах деятельности. «Хроническими аутсайдерами» эксперты НИУ ВШЭ называют организации, предоставляющие транспортные, персональные услуги, а также услуги по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования. Оптимистами, пусть и весьма условно, можно считать представителей страхового бизнеса - здесь ИПУ остается в положительной зоне (+1%).

Позитивные деловые настроения к концу 2015 года сохранились и даже заметно усилились только у руководителей ломбардов, где ИПУ вырос сразу на 9 процентных пунктов до внушительного значения +12%. Это свидетельствует, главным образом, о снижении уровня жизни населения.

Рисунок 1. Динамика индекса предпринимательской уверенности в сфере услуг

Комментирует Директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Сфера услуг вошла в рецессию позже промышленности и строительства, но и погрузилась в нее глубже отраслей реального сектора экономики. Хотя после резкого спада деловой активности в I квартале 2015 года последовала небольшая положительная коррекция, она не смогла переломить выраженного негативного тренда. Во второй половине года рынок услуг продолжил сжиматься, и предпосылок для оживления конъюнктуры пока не просматривается.

Средне- и низкооплачиваемые слои населения перешли на избирательно-сберегательную модель потребительского поведения. Она предусматривает перенос покупок дорогих товаров длительного пользования в отложенный спрос и практически полный отказ от необязательных услуг.

Некоторые виды сервисной деятельности переживают свои специфические катаклизмы. Так, закрытие в конце года самых популярных направлений отдыха россиян – Турции и Египта, на которые приходилась почти половина выездного турпотока, поставило туристический бизнес на грань катастрофы.

Впечатляющий рост деловой активности в 2015 году не показал ни один из видов экономической деятельности, кроме ломбардов. Но учитывая вклад ломбардов в ВВП страны, измеряемый массой нулей после запятой, анализировать данный эффект можно только с точки зрения возможностей работы отдельных видов экономической деятельности в период кризисов. Исторические данные свидетельствуют, что динамика ломбардного и банковского рынков находятся в противофазе, при этом активность ломбардов возрастает в период кризисов, когда население и предприниматели остро нуждаются в финансовых средствах, а банки, наоборот, ужесточают требования к потенциальным заемщикам.

Полный текст презентации «Деловой климат в сфере услуг в 4 квартале 2015 года» 

См. также:

Россияне экономят на услугах 
Туризм поддержал сектор услуг

 

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 1 февраля, 2016 г.