• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Введение ЕГЭ повысило мобильность выпускников

После введения обязательного единого госэкзамена (ЕГЭ) российские выпускники стали активнее переезжать в Москву и Санкт-Петербург, они стали чаще поступать в столичные вузы. Анна Юрко, Фабиан Слонимчик и Марко Франческони в ходе исследования «Последствия ЕГЭ: мобильность выпускников школ и расходы домохозяйств на образование» попытались понять, облегчил ли ЕГЭ поступление в вузы для иногородних абитуриентов.

Введение ЕГЭ должно было повысить шансы иногородних абитуриентов на поступление в лучшие вузы страны, прежде всего, в Москве и Санкт-Петербурге. До 2009 года высшие учебные заведения принимали студентов на основе «своих» экзаменов. Такая система, позволяла вузам более точно выявить студентов с нужными характеристиками. Но были и недостатки, сильно затруднявшие вчерашним иногородним школьникам поступление в столичные вузы. Посещение подготовительных курсов, необходимость подавать документы лично, присутствие на вступительных экзаменах требовали от них дополнительных средств и времени на поездки в другой город.

Весьма сложным (не только для иногородних) было поступление в несколько вузов сразу. Каждый университет проводил свой экзамен, на котором нужно было присутствовать, а время вступительных испытаний часто совпадало.

Наконец, считалось, что прежняя система вступительных экзаменов давала большие возможности для коррупции, что было дополнительным фактором неравенства для абитуриентов.

Миграция против статистики

Доценты Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ Анна Юрко и Фабиан Слонимчик, а также профессор университета в Эссексе (Великобритания) Марко Франческони решили проверить, удалось ли с помощью ЕГЭ снизить издержки при поступлении в вузы настолько, чтобы это привело к изменениям в мобильности студентов. Иными словами, возросла ли вероятность того, что студенты покидают родной дом для того, чтобы продолжить обучение в других городах. «Мы предполагали, что какие-то изменения в мобильности студентов должны произойти после 2009 года, когда прием в вузы по результатам ЕГЭ стал обязательным», – пояснила Анна Юрко.

На первом этапе выдвинутое предположение тестировалось с использованием данных по внутренней миграции от Федеральной миграционной службы. При смене места жительства граждане обязаны зарегистрироваться по новому месту пребывания, если они намерены там находиться более 90 дней. В анкете, которую заполняют при регистрации по новому месту жительства, спрашивается основная причина переезда. Таким образом предполагалось отследить выпускников школ, которые отправились учиться в другие города. Изучались прибывшие в Москву, Петербург и другие города, где есть крупные университеты – всего 15 городов.

Ученые промониторили данные по нескольким возрастным группам – молодые люди 16-17 лет, 18-19 лет и 20-24 лет. «Можно увидеть, что после 2010 года в Москве произошло увеличение количества мигрантов в возрасте 18-19 лет, прибывших с учебными целями, и это достаточно большой скачек, – прокомментировала Юрко полученный результат. – В Санкт-Петербурге некий прирост был обнаружен в группе молодежи в возрасте 18-19 лет и в группе людей в возрасте 20-24 лет». В других городах также отмечен прирост поступивших (в процентном отношении).

Предварительно можно сказать, что после введения ЕГЭ миграция молодежи в крупные города увеличилась. Однако данные по миграции не позволяют говорить наверняка, ведь не секрет, что люди нечасто встают на миграционный учет. Студенты в этом смысле более прилежны, чем трудовые мигранты, поскольку регистрация необходима им для получения места в студенческом общежитии. Тем не менее, по словам Анны Юрко, статистика по миграции, пригодна лишь для предварительного анализа.

Покинувшие дом

Основная часть исследования базируется на данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РЛМС) НИУ ВШЭ. Используя метод разности разностей, ученые рассмотрели изменения, которые происходят в домохозяйствах. Предполагается, что если издержки при поступлении в вуз с введением ЕГЭ снизились, то выпускники школ на следующий год с большей вероятностью будут покидать домохозяйство. «Зависимая переменная – индикатор «дамми» – равна единице, если на следующий год мы не наблюдаем данного ребенка в домохозяйстве, и равна нулю, если либо ребенок находится в составе домохозяйтсва, либо покинул домохозяйство по какой-то причине, которая точно не связана с учебой», поясняла Юрко.

В экспериментальную группу попали домохозяйства с ребенком, который учится в выпускном классе школы. Поскольку на переезд могут влиять другие факторы помимо учебы, были созданы три контрольные группы со схожими характеристиками:

  • первая включает домохозяйства, где есть ребенок в возрасте 15-24 лет, и он не является учеником выпускного класса школы;
  • вторая группа – домохозяйства с ребенком в возрасте 15-19 лет, не выпускником;
  • третья контрольная группа – домохозяйства с ребенком в возрасте 15-19 лет, основным занятием которого является обучение.

Есть разные причины, по которым выпускники (и дети других возрастов) покидают домохозяйства – служба в армии, замужество/женитьба, и т.д. Однако предполагается, что девушки не станут чаще или реже выходить замуж, а юноши не станут чаще или реже отправляться в армию. Также учитывался тот факт, что лучшие университеты находятся в Москве и Санкт-Петербурге, а значит не стоит ожидать, что введение ЕГЭ сильно повлияло на выпускников из этих городов. Им по-прежнему было проще поступить в местные вузы, чем иногородним.

Исследование показало, что после реформы вероятность того, что ребенок из экспериментальной группы покинет домохозяйство, заметно возросла. Такая вероятность возросла вдвое, комментирует полученный результат Юрко.

Примечательно, что в сельской местности (сюда же входят поселки городского типа) и в двух столицах изменений в связи с реформой не произошло: поведение выпускников школ не изменилось. Зато введение ЕГЭ привело к увеличению мобильности студентов из провинциальных городов.

См. также:

Путь в вуз через колледж действует как социальный лифт
Предубеждения мешают успешной сдаче экзаменов
Вузы нужно изучать по комплексу параметров