• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Техногазели» не верят государству

Молодые и перспективные технологические компании верят в своих лидеров и в профессионализм сотрудников, но мало доверяют государству. Между тем, именно такие «скрытые чемпионы» могли бы стать основой для будущей диверсификации отечественной экономики, отметили ученые НИУ ВШЭ в исследовании «Кандидаты в чемпионы: особенности российских быстрорастущих компаний, их стратегии развития и возможности государства по поддержке реализации этих стратегий».

Зависимость от экспорта сырья и импорта технологий – это главный признак отечественной экономики. Слабая диверсификация является следствием практически полного отсутствия крупных частных технологических компаний, которые были бы конкурентны на глобальных рынках. Но крупные компании вырастают из мелких и средних фирм.

Вырастить крупные корпорации можно из так называемых «техногазелей» – быстрорастущих технологических компаний, если дать им возможность не отклоняться от траектории роста. Причем госполитика по генерации и поддержке инновационных компаний на ранних стадиях их развития давно разработана, рассказали директор Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Дан Медовников, ведущий аналитик этого института Тигран Оганесян и директор центра исследований сферы инноваций НИУ ВШЭ Станислав Розмирович.

Инженеры стали бизнесменами

За последние 25 лет в России выросли сотни средних компаний, чья выручка измеряется десятками миллиардов рублей. Они поддерживают высокие темпы роста и являются технологическими лидерами в узких наукоемких нишах российского и мирового рынка. Большинство из них были созданы в 1990-е годы выходцами из советской научно-технической среды. Зачастую это было так называемое «вынужденное предпринимательство», когда фирмы создавались, чтобы спасти гибнущие советские предприятия. Второй всплеск создания российских «техногазелей» пришелся на начало нулевых – время общего экономического подъема.

Как правило, молодые технологичные компании делают ставку на собственные инновационные продукты, используют для развития свои средства, имеют длинные горизонты планирования и не доверяют государству.

Между тем, в станах Европы, Азии и даже Африки происходит «настоящий бум по выработке мер поддержки таких компаний». Власти разрабатывают комплекс мер по созданию максимально благоприятных рыночных и иных условий для развития подобного бизнеса. Российские чиновники признают ограниченность своих возможностей по поддержке отечественных «газелей», но готовы помогать, если будет запущен проект по ускоренному выращиванию технологических чемпионов.

Ученые НИУ ВШЭ попытались выявить ключевые факторы успешности компаний и барьеры для их развития, определить уровень инновационной активности, особенности их организации, стратегии развития, характер взаимоотношений с государством. Также они анализировали меры поддержки средних быстрорастущих технологических компаний за рубежом и в России.

Исследование основано на результатах опроса руководителей 75 компаний–участников рейтинга «ТехУспех», а также глубинных интервью с десятью руководителями таких фирм, десяти интервью с госчиновниками (в том числе с представителями институтов развития). Анкетирование проводилось в сентябре-ноябре 2015 года.

В рейтинг вошли компании не моложе четырех лет, выведшие на рынок за последние три года минимум один новый или серьезно улучшенный продукт. Их выручка в 2014 году составила от 100 млн до 10 млрд рублей, при этом доля от продаж инновационной продукции была не менее 30%. Кроме того, необходимая доля средних затрат на НИОКР составляла не меньше 5% за три последних года, а доля затрат на технологические инновации за тот же период превышала 10% от выручки.

Сила лидера

Большинство опрошенных назвали главными факторами успеха оригинальные научно-технические идеи (59%) и сильный коллектив разработчиков и конструкторов (57%). Командный дух и стабильность своих коллективов – многие сотрудники работают в фирме с момента ее основания – также являются крайне значимыми условиями процветания.

Не менее важно высокое качество продукта (57%). Респонденты также акцентировали внимание на инновационности продукции предприятия и соответствии ее запросам потребителей: «Все, что мы делаем, продается сразу». Поддержка со стороны государства и возможность получения финансирования куда менее важна: эти пункты назвали важными 5% и 3% отвечавших.

Наличие признанного лидера, без которого успех компании был бы невозможен – одна из особенностей российских «техногазелей», отметили ученые. В большинстве компаний это генеральный директор (таких 68%), который зачастую одновременно является контролирующим собственником (42%) или совладельцем (39%). Большинство лидеров – пятидесятилетние инженеры, многие из которых имеют научные степени. Примерно в половине случаев гендиректор одновременно руководит разработкой новых продуктов.

Большая часть компаний экспортирует свою продукцию. В качестве зарубежных покупателей выступают страны СНГ (89%), развитые (48%) и развивающиеся страны (39%).

Без надежды на государство

Главным препятствием для роста компании респонденты назвали невозможность привлечь финансовые ресурсы из внешних источников (45%). Руководители многих компаний говорят, что не могут позволить себе кредитоваться в банках, называя условия кредитов «грабительскими». Именно поэтому 95% технологичных компаний развиваются за счет собственных средств.

Вслед за дорогим кредитом, в качестве барьеров для роста идут рыночные ограничения – проблемы с выводом на рынок новых продуктов (35%), высокая конкуренция (34%) и снижение покупательского спроса на российском рынке (30%).

И, конечно же, бюрократия – 64% респондентов заявили, что сталкиваются с административными барьерами. В основном это отсутствие или недостаток нормативной базы для применения новых технологий или сложные и избыточные процедуры контроля за деятельностью производств. Проблему составляют таможенные барьеры, в первую очередь «серые» схемы, которыми пользуются некоторые конкуренты, что мешает добросовестным игрокам.

Впрочем, главы компаний не ставят административные препоны в число главных препятствий для развития своего бизнеса. Возможно, причина в том, что половина опрошенных научились их преодолевать.

От государства компании ждут, в первую очередь, возможности получения льготных кредитов (38%). Следом в списке желаемой помощи идут гранты на выполнение НИОКР, участие в системе госзакупок, получение субсидии.

Несмотря на проблемы, почти 90% компаний считают возможным в ближайшие пять лет перейти на новый качественный уровень своего развития, который позволит улучшить экономические показатели и создать принципиально новые технологии. При этом 42% опрошенных намерены расширить присутствие на зарубежных рынках. А если они найдут доступ к внешнему финансированию на приемлемых условиях, то масштабы их бизнес-планов увеличатся в разы, уверены предприниматели.

См. также:

Предприятия не готовы инвестировать в импортозамещение
Инновации в России часто остаются на бумаге 
Коррупция мешает внедрению инноваций

 

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 28 января, 2016 г.