• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бюджет придется корректировать

В 2016 году, как и в предыдущем, федеральный бюджет придется пересматривать. Эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном бюллетене «Новые Комментарии о государстве и бизнесе» проанализировали, что произойдет с доходами и расходами бюджета при ценах на нефть в 40 и 25 долларов за баррель.

Несмотря на то, что на момент подготовки данного мониторинга цена на нефть марки Urals опустилась ниже 30 долларов за баррель, сценарий со среднегодовой ценой в 40 долларов остается возможным, отметили экономисты Центра развития. В январском прогнозе Агентства энергетической информации США приведен именно такой средний уровень цен на Brent на 2016 год.

Сценарий со среднегодовой ценой 25 долларов за баррель нефти также представляется весьма вероятным: в течение двух последних месяцев нефтяные цены быстро приближаются к этому уровню, и сейчас нельзя отрицать возможности их более глубокого падения, считают эксперты.

Как эти сценарии повлияют на нефтезависимую российскую экономику и федеральный бюджет? При среднегодовой цене на нефть на уровне 40 долларов за баррель доходы федерального бюджета сокращаются более чем на 1 трлн рублей по сравнению с Законом о бюджете на 2016 год, рассчитанным из цены 50 долларов за баррель.

Таблица 1. Доходы, расходы федерального бюджета на 2016 год при различных ценах на нефть и дефиците в объеме 3% ВВП, в млрд руб.

Что будет с расходами госказны в такой ситуации?

Чтобы сохранять трехпроцентный дефицит бюджета при сокращении доходов, расходы пришлось бы сократить примерно на 1,1 трлн рублей. Как добиться такого результата – непонятно. Минфин предложил министерствам самим определить направления экономии 10% средств, выделенных в федеральном бюджете (за исключением оборонных расходов и социальных выплат), что должно дать около 500 млрд рублей экономии, однако в успех даже этой инициативы верится с трудом.

Также высказывались предположения, что сокращение расходов может быть осуществлено полностью или в основном за счет средств, предусмотренных на реализацию Федеральных целевых программ (ФЦП). На открытую часть ФЦП в бюджете на 2016 года выделено 978 млрд рублей. Но реальные возможности сократить расходы бюджета за счет ФЦП не очень велики, поскольку так можно остаться без дорожного строительства, космоса, развития фармацевтики, важных в социальном отношении программ в сфере жилищного строительства, да и вообще без большей части инвестиций, финансируемых за счет федерального бюджета, отметили экономисты Центра развития.

Если оставаться в рамках предположения о трехпроцентном бюджетном дефиците, при цене на нефть в 25 долларов за баррель бюджетные расходы пришлось бы сократить на 3,4 трлн рублей. Эксперты считают, что правительство не будет ни само пытаться сократить все без исключения бюджетные расходы сразу на 20%, ни ставить такую задачу перед министерствами. Более вероятно, что будут подготовлены предложения по некоторому сокращению расходов при увеличении бюджетного дефицита (это соображение относится и к варианту с ценой нефти в 40 долларов за баррель).

Какие проблемы возникают, если вообще не пересматривать расходы при низких ценах на нефть? Тогда при цене на нефть в 40 долларов за баррель дефицит федерального бюджета составит 4,5% ВВП, при 25 долларах за баррель – 7,6% ВВП.

Таблица 2. Бюджетный дефицит и возможные источники финансирования дефицита при утвержденном объеме расходов и различных ценах на нефть, в млрд руб.

При реализации сценария с ценой на нефть 40 долларов дефицит бюджета 2016 года может быть профинансирован за счет средств Резервного фонда, даже если объемы внутренних и внешних заимствований останутся на уровнях, предусмотренных Законом о бюджете на 2016 год. В этом случае 90% объема фонда к концу года будет потрачено, и на 2017 год придется готовить бюджет с существенно более низким уровнем расходов (на высокие цены на нефть уповать не следует).

Если среднегодовая цена на нефть сформируется на уровне 25 долларов за баррель, при сохранении запланированного на 2016 год объема расходов, ресурсов Резервного фонда для финансирования бюджетного дефицита не хватит, даже с учетом его положительной переоценки за счет ослабления обменного курса рубля к доллару. Потребуется еще около 1,2 трлн рублей.

Проблема может быть решена за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), размещенного Центральным банком в ликвидных иностранных активах. В принципе, при низких ценах на нефть средства ФНБ могут позволить финансировать высокие, на уровне 20% ВВП, расходы федерального бюджета ещё в течение 2017 года, потом и они закончатся. При этом исчезает возможность наращивания поддержки за счет ФНБ банковской системы и финансирования инвестиционных проектов.

Поэтому придется уже в 2016 году снизить расходы, в том числе расходы на оборону, а в 2017 году начать реализовывать непопулярную пенсионную реформу.

Андрей Чернявский

Полный текст презентации «Комментарии о государстве и бизнесе» 

 

Автор текста: Чернявский Андрей Васильевич, 25 января, 2016 г.