• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Телевидение представляет школу как фильм ужасов

СМИ все чаще освещают образовательную политику в России однобоко. В выпусках телевизионных ток-шоу учитель обычно выглядит униженным, задерганным и недобрым, а школа оказывается источником опасности для детей и педагогов. Эти образы препятствуют модернизации российской образовательной политики, отметили профессор кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации НИУ ВШЭ (Нижний Новгород) Надежда Радина и региональный эксперт по образованию Светлана Шаманина.

Происходящие в образовании перемены нередко освещаются российскими СМИ лишь фрагментарно и тенденциозно. Телевидение, особенно в формате ток-шоу, так настойчиво муссирует скандальные случаи в школе, что за ними не видно общей картины в образовании.

Лейтмотивами выпусков телепередач «разговорного жанра», посвященных школе, часто становятся насилие и бескультурье, которые проявляют разные участники образовательного процесса. В дискурсе таких телепередач преобладает риторика утраты (ценностей, культурных норм), опасности и бедствий (рисуется апокалипсис: учителя без устали унижают учеников, ученики – друг друга, а чиновники с удовольствием угнетают педагогов).

В отношении родителей звучит риторика неразумности - их представляют плохими воспитателями. Мишенью риторики обвинений и преследований становятся все стороны образовательного процесса, рассказали профессор кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации НИУ ВШЭ Надежда Радина и главный специалист управления образования администрации Ленинского района Нижнего Новгорода Светлана Шаманина.

Однако такая «монохромная» картина воздействует лишь на эмоции телезрителей и накаляет страсти вокруг школы, но не просвещает по поводу важных перемен, происходящих в общем образовании. В конечном итоге она подрывает взаимопонимание между государством и гражданами в образовательных вопросах.

Радина и Шаманина исследовали нарратив ток-шоу двух телеканалов (регионального и общероссийского) - выпуски, которые были сфокусированы на школьной тематике. Результаты исследования вошли в статью «Роль СМИ в продвижении положений российской образовательной политики (на материалах ток-шоу)», опубликованную в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования», № 4 за 2015 год.

Нарратив ток-шоу центрального телеканала, по мнению исследователей, – намного более жесткий и менее конструктивный, чем нарратив ток-шоу регионального телеканала. В самом выборе ситуаций, персонажей, экспертов в региональном ток-шоу ощущается попытка найти интеграцию образовательной политики и практики. Передача федерального телеканала педалирует скандальные случаи, из которых у аудитории могут вырастать глобальные обобщения.

Первая стратегия (регионального ток-шоу) больше направлена на информирование зрителей, вторая (ток-шоу центрального телеканала) призвана развлекать и манипулировать сознанием публики. Просветительский же потенциал в программах обоих телеканалов остался большей частью нереализованным, считают авторы статьи.

Учитель в загоне

Образ «униженного и деструктивного учителя», тиражируемый в модных и сильно воздействующих на общественное сознание форматах ток-шоу, становится «очередным блокирующим элементом на пути модернизации российской образовательной политики», подчеркнули Радина и Шаманина. Этот образ однобоко представляет реалии учительской профессии.

Даже тогда, когда в ток-шоу предпринимаются попытки «оправдать» учителей, это делается довольно неуклюже. Например, выдвигается медико-психологический аргумент – риски физического нездоровья и душевного диссонанса. Показательна реплика одного из приглашенных экспертов по поводу учительницы: «Может, она сама нуждается в помощи? Может быть, у нее синдром выгорания, может, синдром хронической усталости?»

В результате такого сгущения красок у телеаудитории возникают аберрации восприятия профессии педагога. Весьма показательна статистика: видеть своего ребенка школьным преподавателем хотели бы только 16% респондентов, согласно проведенному в сентябре 2014 года опросу ВЦИОМ.

Проблемы образования остаются непроясненными

Исследователи выделили ключевые темы выпусков ток-шоу, посвященных школе, и представили корреляционную матрицу, которая определяет связанные темы в передачах. Во всех выпусках ток-шоу темы «роль государства в развитии образования», «оплата труда учителя» и «жестокое обращение с учителями» оказались тесно связаны, выяснили Радина и Шаманина.

Обсуждение проявлений жестокости со стороны учащихся закономерно выливается в дискуссию об их причинах. Участники ток-шоу выдвигают в качестве обоснования экономический аргумент - низкую оплату труда педагогов, которая «роняет» престиж профессии. Силен и политический аргумент - «бездействие государства». «Обращение к проблеме оплаты труда педагога практически всегда оказывается сцепленным с рассмотрением роли государства в образовании», - подчеркнули исследователи.

Любопытно, что обсуждение качества образования обычно не сочетается в одном ток-шоу с дискуссиями о роли учителя в образовательном процессе. Фактически это означает разрыв в сознании дискуссантов проблемы качества образования и качества работы педагога, комментируют авторы статьи.

Картина фрагментарна и избирательна

В выпусках ток-шоу общероссийского телеканала образовательная тематика представлена тенденциозно, а выпуски согласуются между собой весьма условно (что отчасти объясняется тем, что тема образования для этого ток-шоу «нецелевая», да и задача жанра – подогревать страсти разного рода и разной направленности). Доминирование скандальных случаев (например, школьного насилия и педагогического непрофессионализма) в тематике программы «расшатывает эмоциональный баланс аудитории и поддерживает конфликтные настроения общества», пишут исследователи. Ясно, что в таких передачах сложно рассчитывать на целостную и объективную  картину перемен в образовании. Образовательные выпуски этой программы больше ориентированы «на контроль сознания через развлечение», пишут Радина и Шаманина.

Региональное ток-шоу в большей степени выполняло функцию «информирования и просвещения» населения. В его выпусках чаще обсуждались проблемы качества образования, ключевые для образовательного курса страны. В то же время, и региональное ток-шоу не реализует должным образом свой просветительский потенциал. Вероятно, потому, что он затратен и требует иных технологий в организации дискуссии, поясняют исследователи.

«За скобками» этой ситуации остается позиция государства, которое ждет адекватной презентации образовательного курса в СМИ. «За скобками» остаются и граждане, которым важно получать объективную информацию о состоянии дел в образовании, но которые нередко лишены этой возможности и вынуждены потреблять только те информационные продукты, которые продвигают СМИ.

См. также:

Учителя ждут улучшений условий труда
Предубеждения мешают успешной сдаче экзаменов
Школы нуждаются в лидерском стиле управления
Наука и СМИ общаются с трудом
Исторические драмы превращаются в кинокомиксы