• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Госзакупки поддержат малые производства

В условиях экономической нестабильности, сокращения инвестиционного и потребительского спроса малый производственный бизнес не может начать расти и реализовывать новые инвестпроекты. Но все же предприниматели с оптимизмом смотрят в будущее, надеясь на поддержку властей через систему госзакупок, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в мониторинге делового климата в малых промышленных организациях.

Спад инвестиционного и потребительского спроса, экономическая и правовая неопределенность «затормозили» развитие малого промышленного бизнеса во втором полугодии 2015 года. Практически по всем основным финансово экономическим показателям компаний наблюдалась отрицательная динамика и ухудшение оценок предпринимателей, выяснили экономисты ЦКИ, проанализировавшие мнения руководителей более 800 малых промышленных организаций из 30 регионов. Опрос был проведен по заказу НИУ ВШЭ АНО «Статистика России».

Так, почти половина респондентов (46%) оценили спрос на продукцию своих предприятий «ниже нормального» уровня. 31% дали аналогичную оценку выпуску основного вида продукции. Практически каждый второй респондент отметил неудовлетворительную финансовую ситуацию на своем предприятии. Почти треть респондентов в тех же параметрах оценили и общую экономическую ситуацию своих предприятий.

«Статистические итоги опроса руководителей малых промышленных предприятий со всей очевидностью сигнализируют о ряде серьезных проблем, характерных для текущего развития данного сегмента отрасли», – подчеркивается в мониторинге ЦКИ.

В итоге индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) сезонно скорректированный показатель, характеризующий состояние делового климата в малом производственном бизнесе во II полугодии 2015 года оказался «в минусе» и составил -9%. Для справки: соответствующее помесячное значение ИПУ за этот период для крупных и средних промышленных предприятий составил минус 7%.

Основным фактором, сдерживающим производственную активность малых промышленных предприятий, по результатам проведенного исследования, стала «неопределенность экономической ситуации». Об этом сообщили 78% респондентов. В предыдущих опросах такого не было. Лидирующие отрицательные позиции в рейтинге в разные годы занимали такие факторы, как «недостаточный спрос на продукцию», «недостаток собственных средств» и « высокий уровень налогообложения».

«Если почти 80% представителей малого промышленного бизнеса не понимают, что происходит с экономикой в настоящее время, то ждать от них каких либо акцентированных управленческих решений по долгосрочному стратегическому планированию своего бизнеса в части его расширения и модернизации вряд ли возможно», – подчеркнули эксперты.

На втором месте в ряду негативных факторов оказался высокий уровень инфляции. Об этом сообщили 77% опрошенных. Недостаточный спрос на свою продукцию ограничивал производственную деятельность у 71% малых предприятий. Среди других негативных факторов с долей более 50% респондентов: высокий процент коммерческого кредита (68%), существующий налоговый режим (65%), недостаток собственных средств (61%), недостаток квалифицированного персонала (60%), высокая стоимость транспортных расходов и аренды помещений (57 и 52% соответственно). Чуть более половины респондентов (52%) пожаловались на недобросовестную конкуренцию и повышенную турбулентность на валютном рынке. На слабость нормативно-правовой базы, регламентирующей малый бизнес, сослались 46% респондентов.

К позитивным моментам, выявленным опросом, можно отнести положительную оценку динамики роста производительности труда на предприятиях. В частности, 16% респондентов сообщили о росте и лишь 10% об уменьшении данного показателя. Сокращение занятости привело к экономии затрат труда на изготовление единицы продукции, что, соответственно, повлияло на повышение эффективности производства, объяснили авторы мониторинга.

При этом руководители обследованных малых промышленных предприятий дали достаточно оптимистичные прогнозы относительно предполагаемого состояния делового климата своих структур в I полугодии следующего года. Так, 27% и 26% респондентов соответственно, ожидали улучшения производственной и спросовой ситуации. 17% надеялись на позитивные изменения финансовой и общей экономической ситуации на своих предприятиях.

Авторы мониторинга обращают внимание на то, что улучшение прогнозных настроений представителей малого бизнеса похоже на оптимизм руководителей крупных промпредприятий. В частности, их опрос в ноябре показал относительное улучшение состояния делового климата в отрасли.

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Улучшение прогнозных настроений, выявленных опросом представителей малого бизнеса, имеет высокую корреляцию с соответствующими мнениями руководителей крупных промышленных предприятий. Но у крупных стратегических предприятий есть существенный позитивный бонус, который недоступен малому бизнесу это государственное фондирование, осуществляемое правительством в рамках антикризисной программы. В конце концов, эти госинвестиции трансформируются в произведенную готовую продукцию и увеличивают объем промпроизводства. Правда, пока этот процесс будет проходить не в формате увеличения темпов роста, а в виде замедления скорости сокращения роста по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

 

14 января, 2016 г.