• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Снижение объемов импорта не привело к росту производства

Снижение импорта из-за девальвации рубля и войны санкций не привело к росту российского производства, как ожидали некоторые эксперты. Тем не менее, нынешняя экономическая ситуация дает шанс для ускоренного развития целого ряда отраслей и производств, работающих как на внешний, так и на внутренний рынок. Ученые Центра развития НИУ ВШЭ выявили потенциальных флагманов импортозамещения и несырьевого экспорта в ходе исследования «Рыночные возможности нетопливного экспорта и импортозамещения».

Показатели базовых отраслей отечественной экономики снижаются. Такова реакция на дешевеющую нефть, санкции, контрсанкции, а также накопленные ранее структурные проблемы. Вместе с тем, по словам директора Центра развития НИУ ВШЭ Натальи Акиндиновой, нынешняя ситуация открывает достаточно большие возможности для импортозамещения. Доля товаров иностранного производства во внутреннем спросе уже упала с 26% до 20%. Но пока российские производители не воспользовались ситуацией, напротив, вместе с сокращением импорта мы наблюдаем снижение спроса в физическом выражении.

Эксперты НИУ ВШЭ проанализировали, какие отрасли российской экономики имеют наибольший потенциал для несырьевого экспорта и импортозамещения. На первом этапе исследования представлены доклады о четырех отраслях: производство и экспорт зерна, производство удобрений, автомобильная промышленность и рынок кредитных карт. Первые две отрасли, по словам Акиндиновой, интересны с точки зрения развития экспорта, а автопром и банки – с точки зрения работы на внутренний рынок. «Что касается последней отрасли, это рынок новой экономики. Результаты, которых добиваются финансовые организации, характеризуют потенциал освоения новых технологий российской экономикой», – пояснила эксперт НИУ ВШЭ, добавив, что в будущем Центр развития расширит круг исследований, включив новые отрасли и рынки.

Зерно вместо нефти

Россия – третий по объемам поставщик пшеницы на мировой рынок. В 2014-15 годах страна поставила на мировой рынок рекордный объем зерна – 31,7 млн тонн. В целом за постсоветский период доля РФ в мировом экспорте зерна выросла с 4% до 14%. К 2020 году планируется довести этот показатель до 20%.

Спрос на зерно в мире растет гораздо быстрее, чем его производство – сказывается прирост населения в странах АТР и Африки. Россия имеет все шансы укрепить свою роль в качестве одного из ведущих поставщиков. Развитие зернового экспорта, по словам главного аналитика Центра развития Елены Берегатновой, это не только дополнительный источник доходов бюджета и инвестиций для аграрного сектора, но и стимул к развитию смежных отраслей – транспорта, портовой инфраструктуры и т.д.

Потенциальными конкурентными преимуществами РФ при экспорте зерна являются рост урожайности за счет прогрессивных технологий возделывания, возможность существенного расширения посевных площадей, а также близость России к перспективным рынкам с быстрорастущим населением и низкие экспортные цены.

Однако высокая волатильность урожаев создает дополнительные риски и снижает экспортный потенциал. Сохраняется дефицит техники, что также является проблемой: обеспечение зерноуборочными комбайнами в 2014 году составило 24%, тракторами – 32% от нормативов. Кроме того, Берегатнова отметила недостаточную обеспеченность и высокую степень износа элеваторных мощностей. По оценке Российского зернового союза, только 40% элеваторов способны обеспечить надлежащее качество зерна.

Но есть и ряд дополнительных возможностей для наращивания поставок зерна:

  • развитие вертикальной интеграции. Сейчас наблюдается усиление инвестиционной активности экспортеров в части приобретение ими мощностей по хранению зерна;
  • рост доходности экспорта на фоне девальвации рубля;
  • увеличение предложения российского зерна. Рекордный сбор в сезоне 2014-15 годов позволил экспортерам снизить цены и завоевывать новые рынки сбыта. Экспортная цена на российскую пшеницу четвертого класса с октября 2014 года по октябрь 2015 года снизилась на 22%;
  • создание глобального экспортера сельхозпродукции на базе Объединенной зерновой компании (ОЗК). Цель – создание крупнейшего вертикально-интегрированного оператора зернового рынка, который поможет российским производителям выходить на мировые рынки;
  • развитие экспорта зерна из Сибирского федерального округа для выхода на рынок Китая. Потенциальных объем производства зерна в регионе – 1,5 млн тонн.

В целом, по прогнозу Минэкономразвития, положительная динамика в производстве сельхозпродукции в 2016-2018 годах сохранится на уровне 2,1% в год (базовый вариант).

По прогнозу Центра развития НИУ ВШЭ, в перспективе до 2020 года у России есть все шансы довести объемы производства зерна до 115 млн тонн – этот показатель запланирован в госпрограмме развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы.

Кто будет удобрять поля?

Россия является одним из ведущих игроков на мировом рынке минеральных удобрений – его объем превышает 184 млн тонн. Правда, в отличие от зернового рынка, конъюнктура здесь скорее неблагоприятная: в 2010 году шло снижение спроса во всех сегментах, к 2015 году рынок несколько стабилизировался, но говорить о восстановлении пока не приходится. Дополнительным тормозом роста рынка стали усилия США и ЕС по увеличению эффективности применения удобрений, что, естественно, ведет к снижению объемов их потребления.

Ощутимо меняется и структура спроса: растут рынки Восточной Азии, Латинской Америки и Африки, а рынки Северной Америки и Европы, напротив, сжимаются. Это происходит на фоне усиления конкурентной борьбы. Страны с дешевым природным газом вводят новые мощности, Китай снизил экспортные пошлины и транспортные тарифы. Благодаря этому экспорт удобрений из Поднебесной в 2014 году вырос в 1,5 раза.

В России 2014 году объем производства по отрасли достиг 19,6 млн тонн, при этом 70% произведенных удобрений шло на экспорт. Ключевые рынки сбыта – Бразилия, США и Китай. Для рынка калийных и смешанных удобрений крайне важны также Индия и страны Юго-Восточной Азии, а для производителей азотных удобрений – Украина и Турция.

Внутренний спрос на удобрения в России невысок, что определяется общей экономической ситуацией в стране и в аграрной отрасли. Но, как отметил ведущий аналитик Центра развития Анна Волкова, скомпенсировать негативный факторы на внутреннем рынке позволили договоренности правительства с производителями о фиксации отпускных цен перед посевными. Тем не менее, даже при реализации всех мер по развитию сельского хозяйства, внутренний рынок не сможет покрыть и половины производственных мощностей.

Российские компании входят в число крупнейших мировых производителей. Предприятия обладают «хорошим запасом прочности» благодаря уникальной сырьевой базе и низкой себестоимости производства, отметила Анна Волкова. Дополнительное преимущество дала девальвация рубля, но его нельзя назвать безусловным. Дело в том, что падение национальных валют произошло по всему миру, что, хоть и в меньшей степени, повысило конкурентоспособность других поставщиков. Еще одним следствием глобальной девальвации стало падение покупательской способности ключевых потребителей (Бразилия, Индия).

В последние годы российские производители провели серьезную работу по модернизации производств и логистики. Но преодолеть технологическое отставание только модернизацией невозможно – износ примерно половины мощностей составляет 60-70%. Поэтому позитивным фактором эксперт назвала строительство крупнейшими игроками новых производств. Правда отрасль зависит от иностранных поставщиков технологий, а стоимость строительства у нас примерно на 20-30% выше, чем в других странах. Последнее обусловлено дорогими кредитами и особенностями нормативно-правовой базы.

Кривые пути российского автопрома

Автомобильный рынок – это хороший индикатор состояния национальной экономики вообще и состояния ее потребительского сегмента в частности, считает ведущий аналитик Центра развития Александр Бутов. Современный легковой автопром в России появился в 2005 году, когда правительство приняло «концептуальное решение» о развитии отрасли путем открытия в стране сборочных производств ведущих зарубежных производителей. По данным Росстата, в 2014 году выпуском легковых автомобилей в России занимались 29 предприятий с суммарной мощностью три миллиона машин в год.

Главной тенденцией последних лет было снижение доли ВАЗа (сейчас 18% рынка), и перераспределение ее между восемью-девятью другими крупными предприятиями. При этом общее количество сборочных производств сокращалось – в 2012 году их было 25, в 2014 году осталось около двадцати. Отрасль сильно консолидирована: три крупнейших игрока выпускают 45% автомашин, а доля восьми компаний достигла 80%.

В 2012 году темпы роста автомобильного рынка стали замедляться, а с 2014 года начался спад. На фоне общего спада преимущество получили марки и модели, чья цена меньше зависит от девальвации, а спрос поддерживается государством с помощью специальных программ. То есть наибольшие потери – у импорта.

Большая часть мер по поддержке рынка направлена на снижение затрат, которые несет потребитель при покупке машины. Но этого мало – потенциальных покупателей пугают издержки, связанные с обслуживанием и владением автомобилей (бензин, ремонт, страховки, парковки). Возможно, поэтому меры правительства по поддержке спроса не могут качественно изменить тенденцию падения продаж.

Возврат рынка к росту, по словам Бутова, возможен только при условии восстановления покупательной способности населения. Тем не менее, он отметил, что анализ парка легковых машин позволяет говорить о «больших резервах» для его увеличения, а значит и для роста рынка. Это связано с большим количеством старых автомобилей – 50% машин в России старше десяти лет.

Презентация «Рынок минеральных удобрений»

Презентация «Рынок легковых автомобилей в России»

Презентация «Состояние и перспективы развития экспорта зерна из РФ»

Презентация «Рыночные возможности развития нетопливного экспорта и импортозамещения» 

См. также:

Санкции губят российскую индустрию
Индустрия ищет драйверы роста
Развитием кластеров займутся регионы

 

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 14 января, 2016 г.