• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Несетевая розница погрузилась в затяжной кризис

Несетевая розница пытается выжить в жестких экономических условиях не только за счет улучшения качества работы, но и за счет недобросовестной конкуренции. От государства торговцы ждут налоговых льгот, снижения ставок по кредитам и устранения административных барьеров, выяснили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, проанализировавшие состояние делового климата в малых организациях розничной торговли.

Экономический кризис больно ударил по малым организациям розничной торговли. Во II полугодии 2015 года несетевые ритейлеры отметили существенное ухудшение практически всех ключевых показателей экономической деятельности.

Почти на четверть по сравнению с I полугодием снизились спрос и объем продаж в натуральном выражении, на 27% упала прибыль торговцев. Уровень прибыли «ниже нормального» зафиксировали 54% респондентов. Оценка изменения данного показателя свидетельствует об уменьшении выручки в 41% фирм. Таковы результаты анализа мнений руководителей более 1200 торговых организаций. Опрос проведен по заказу НИУ ВШЭ в октябре 2014 года АНО «Статистика России».

В итоге результирующий индикатор конъюнктурного обследования – индекс предпринимательской уверенности, отражающий состояние делового климата в розничной торговле, вышел в отрицательную зону, составив -5%.

Предпринимательский пессимизм, выявленный у большинства респондентов во II полугодии этого года – явно не краткосрочный тренд. Прогнозы на будущий год не дают оснований говорить о скором изменении ситуации. «Данные ожидания выглядят вполне обоснованными, ведь основными факторами торможения деловой активности следует считать ослабление рубля, высокий уровень инфляции, снижающиеся реальные располагаемые доходы потребителей и соответствующий переход значительной части населения на сберегательно-избирательную модель потребительского поведения», – рассказали эксперты ЦКИ.

Конкуренция растет

В борьбе за выживание среди мелких розничных торговцев повысилась конкуренция. По итогам года, доля предпринимателей, отмечавших укрепление своих конкурентных преимуществ по сравнению с I полугодием, превосходила долю тех, кто фиксировал обратное. Сами ритейлеры объясняли свой успех высоким качеством реализуемой продукции (так заявили треть всех респондентов), но при этом обвиняли друг друга в жесткой и не всегда законной конкурентной борьбе.

55% предпринимателей отметили факт недобросовестной конкуренции как серьезную помеху для своего развития, а 62% респондентов констатировали, что готовы в случае проигрыша уйти с рынка.

Руководители малых торговых компаний выделили семь основных факторов, лимитирующих развитие своего бизнеса.

Первое место в данном списке ограничений торговой деятельности закрепилось за фактором «инфляция». Более 80% респондентов выразили крайне негативную реакцию относительно усиления инфляционной турбулентности.

Вторым существенным сдерживающим фактором предприниматели назвали недостаточный платежеспособный спрос. На его отрицательное влияние указали 77% респондентов.

Следующим весомым для торговли ограничением стал фактор «высокий процент коммерческого кредита», о чем сказали 66% руководителей организаций.

Обращает на себя внимание и реакция многих экономических агентов относительно сложившейся ситуации с арендными ставками. В частности большинство предпринимателей к одному из мощнейших дестабилизирующих воздействий отнесли высокую стоимость аренды помещений для торговли. В анализируемом периоде 65% респондентов акцентировали внимание на данной проблеме.

Замыкают критическую группу ограничений факторы «неэффективный налоговый режим», «неопределенная экономическая конъюнктура» и «объем собственных финансовых средств».

Рецепт развития

По мнению ритейлеров, со стороны государства в ближайшее время необходима реализация ряда мер, максимально способствующих росту конкурентоспособности:

  • смягчение и оптимизация фискальной политики (так ответили 82% опрошенных);
  • снижение налоговых ставок, введение налоговых льгот (77%);
  • снижение ставок по коммерческим кредитам (47%);
  • устранение административных барьеров (38%);
  • активизация региональной поддержки малого бизнеса, в том числе инвестиционной (36 %);
  • возможность получения долгосрочных кредитов (30%);
  • устранение коррумпированности власти на местах (22 %);
  • развитие программы импортозамещения в торговой сфере (19%).

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Провальные результирующие значения практически всех важнейших показателей торгового процесса свидетельствуют о преобладании неблагоприятной ситуации сложившейся в отрасли по итогам 2015 года.

Потенциал предпринимателей крайне низок, однако серьезной поддержки ждать по-прежнему не стоит. По мнению 83% руководителей защита интересов предпринимательского сообщества со стороны общественных организаций, за последние три года практически отсутствовала.

Проблемы, связанные с низкой покупательской способностью, ослаблением рубля, высоким уровнем инфляции, являются для торговли доминирующей преградой в достижении благоприятного делового климата и, как следствие, положительных отраслевых темпов развития.

К сожалению, барьеры и стрессы, обуславливая конъюнктурные дисбалансы, формируют новую реальность для ведения малого торгового бизнеса в 2016 году. В ней, по всей видимости, предприниматели будут работать с очевидными трудностями.

Полный текст мониторинга «Деловой климат в малых организациях розничной торговли во II полугодии 2015 года» 

 

17 декабря, 2015 г.