• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Развитием кластеров займутся регионы

Успех кластерной политики зависит не столько от стараний самого бизнеса, сколько от активных и скоординированных действий органов власти. Отвечать за создание новых рабочих мест и компаний, стимулировать инновации и подготовку кадров в ключевых секторах экономики России могли бы региональные центры кластерного развития, пришли к выводу экономисты, подготовившие исследование «Организационные структуры кластерной политики».

Кластеры способны стать «локомотивами» экономического роста во многих российских регионах, убеждены чиновники и эксперты. Инвестиции в кластеры обеспечивают мультипликативный эффект. Как показывает международный опыт, они подобно магниту притягивают к себе все новые и новые инвестиционные ресурсы, в том числе из-за рубежа. Кластеры выступают площадками для внедрения передовых технологий, развития инновационных производств, тем самым обеспечивая определенную устойчивость экономики регионов.

Непонятные кластеры

В последние годы появился целый ряд документов, регулирующих кластерную политику России. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года кластеры рассматриваются в качестве новой модели пространственного развития российской экономики. Им также посвящен отдельный раздел в Стратегии инновационного развития на период до 2020 года.

Кластерная политика становится важным инструментом стимулирования инновационного развития в регионах. Вместе с тем, государственные инициативы не всегда оказываются успешными. В частности, активизация мер по развитию кластеров, их излишняя популяризация, стала приводить к размыванию самого понятия кластер.

Концепции и программы развития кластеров стали формироваться без предварительного определения приоритетов кластерной политики. В итоге часто отсутствует связь между кластерной политикой и другими направлениями социально-экономического развития региона, нет диалога с бизнесом, организациями науки и образования.

За развитие кластеров на региональном уровне в стране отвечает сразу три структуры: уполномоченные министерства, центры кластерного развития и организации развития кластеров. Это усложняет процесс разграничения полномочий в рамках региональной кластерной политики и мешает реализации проектов.

Для выявления наиболее эффективных направлений реализации кластерной политики в России сотрудники Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Леонид Марков, Ксения Иванова и старший преподаватель департамента экономики Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ Маргарита Петухова обратились к опыту скандинавских стран, где хорошо развит и высоко значим кластерный подход. Они проанализировали организационные аспекты реализованных там программ развития кластеров и дали рекомендации относительно их применения в России. Результаты исследования представлены в статье «Организационные структуры кластерной политики».

Главное – не запутаться

Как выяснили исследователи, успех кластерной политики зависит, прежде всего, от активных и скоординированных действий органов власти. Прозрачность и интегрирующая функция организационной структуры кластерной политики позволяют исключить дублирование целей и инструментов поддержки, снизить издержки мер регулирования.

В скандинавских странах были отмечены три типа организации кластерной политики: специализированный,матричный, «одно окно». При этом большая часть типологическихразличий между выделенными формами организации связана с функциональным органом (уполномоченным агентством и его функциями) при профильных министерствах.

От сложного к простому

Специализированный тип кластерной политики подразумевает присутствие уполномоченного министерства, ответственного за принятие решений, концентрирующего и распределяющего ресурсы. Его взаимодействие со специализированными организациями развития кластеров осуществляется при содействии агентства, часто являющегося экспертным органом, который осуществляет функции мониторинга и оценки. Потенциальным преимуществом данной организационной формы является ее простота.

Матричный тип включает в реализацию кластерной программы несколько министерств и их аффилированных агентств. По сути, подобный вариант представляет собой расширенную версию специализированногоподхода к организации кластерных программ, однако характеризуется большей гибкостью. Он не снимает вопроса межведомственной координации, проблемы которой делегируются на уровень специализированных агентств, и эффективен лишь при четком межведомственном разграничении задач и их взаимодополняющем характере.

И, наконец, система ≪одного окна≫ подразумевает создание межминистерской структуры – агентства «одного окна» для планирования, финансирования и выполнения конкретных программ. При данном подходе специализированные организации развития кластеров взаимодействуют лишь с одной структурой (агентством), а не с несколькими органами исполнительной власти. Такой подход позволяет сократить операционные издержки и сделать процесс взаимодействия различных структур более эффективным. Однако он требует значительных усилий, поскольку чреват сопротивлением отдельных ведомств на стадии создания, характеризуется громоздкостью и неповоротливостью агентства «одного окна», что создает сложности в функционировании.

Первый и второй тип организации кластерной политики успешно применялся в Швеции, третий тип выбрали в Финляндии. Там,для развития региональных инновационных систем в середине 2000-х годовбыла создана программа «Центры экспертизы». В создании этой структуры принимали участие университеты, промпредприятия и правительство. Вся эта система управлялась с помощью межведомственного комитета. Целями программы былосоздание новых рабочих мест и компаний, стимулированиеинноваций и подготовка кадров в ключевых секторах.

Один за всех

Авторы исследования подчеркивают: существование различных типоворганизационных структур говорит о том, что управление кластерной политикой не может осуществляться с использованием универсальных методов и инструментов.

Различные политические, административные, экономические и культурные факторы обуславливают невозможность однозначного рецепта наиболее эффективного управления кластерной политикой.

При этом России может подойти такая форма организации, где функциональным органом являются специализированные агентства развития кластеров. Их аналогами могут стать региональные центры кластерного развития, которые будут координировать работу с бизнесом, инвесторами, учебными и научными организациями.

См. также:

Регионы нуждаются в «умной специализации»
Регионы оказались на разных полюсах инновационного развития 
Мода на кластеры должна быть уместной
Кластеры не помогут экономике регионов
Тон в формировании российских кластеров задают IT и биотехнологии
Ошибки рынка и господдержка инноваций

 

10 декабря, 2015 г.