• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Обучение не всегда ведет к росту человеческого капитала

Наука и образование, казалось бы, всегда связаны с приобретением человеком новых знаний. Но существуют и деструктивные технологии, когда организаторы обучения либо намеренно препятствуют получению учащимися новых компетенций, либо дезинформируют их, снижая багаж знаний своих учеников, а по сути, манипулируя их сознанием. Негативные образовательные стратегии изучил в ряде работ профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Поддьяков.

«Игры по управлению человеческим капиталом» – так можно определить ситуации, в которых «доноры» знаний, преследуя собственные цели, намеренно вводят «реципиентов» в заблуждение и мешают им стать более компетентными в заданной области. Одна из причин таких негативных образовательных стратегий – конкуренция за знания, ноу-хау, интеллектуальную собственность в целом, а также за их коммерциализацию, прибыльное использование. В этом случае обмен информацией, например, в науке, крайне затруднен – она превращается в некое «сокровенное знание», разглашение которого реально или гипотетически ведет к утрате преимуществ его «хранителей».

Подобная конкуренция приводит к использованию таких технологий, как «троянское» обучение (название отсылает к сюжету о троянском коне из гомеровской «Илиады»). Это скрытое, неявное для субъектов обучение их тому, что организатор считает необходимым для достижения своих целей. Иными словами, это такое формирование человеческого капитала, процесс и результат которого его обладатель не осознает, пояснил Александр Поддьяков. Возможна и другая стратегия, когда организатор учебного процесса отказывает студенту в обучении либо активно препятствует ему.

Эти и другие технологии исследователь проанализировал в ряде работ (Poddiakov A. N.Multiple dilemmas of help and counteraction to teaching in complex social worlds. Commentary on the article: M.Kline "How to learn about teaching: An evolutionary framework for the study of teaching behavior in humans and other animals" // Behavioral and Brain Sciences. 2015. Vol. 38. No. January. P. e56; Поддьяков А.Н. Психология обучения в условиях новизны, сложности, неопределенности // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40, Поддьяков А. Н. Компликология: создание развивающих, диагностирующих и деструктивных трудностей. М., Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014).

Мастерство как сокровенный опыт

Технология, когда субъекту блокируют доступ к обучению на макросоциальном (государственном или международном) уровне, может выражаться в официальных государственных ограничениях доступа к образованию. Хрестоматийные примеры – лимитирование по расовому признаку доступа к образованию в США в XIX веке, циркуляр о «кухаркиных детях» в царской России (1887 год).

На мезосоциальном уровне (это отношения между группами, организациями) причины ограничения обучения могут быть связаны с опасением вырастить конкурентов, пишет эксперт. Топ-менеджеры фирм нередко не хотят выступать в роли наставников: их подопечные могут в будущем составить им конкуренцию. Главы вузов также порой не обнародуют учебные планы учреждения, рассматривая их как источник дохода вуза.

На микросоциальном уровне (внутри группы) информация также может дозироваться, а может создаваться и информационный вакуум. Штатный психолог, работающий в банке, может скрывать профессиональные секреты от прикрепленного к нему для практики новичка – как от возможного соперника. 

Таким образом, профессиональное мастерство становится сокровенным знанием, которое утаивается, хотя могло бы и служить людям. Цель этой негативной стратегии управления человеческим капиталом – «сохранение на нуле» объема знаний и умений реципиента.

Ученые маневрируют, скрывая друг от друга знания

Своя теневая методология есть и у ученых. В науке, с одной стороны, сильно консолидирующее, коллективистское начало – обмен знаниями, а с другой, существует конкуренция между исследователями, группами ученых, институтами. Ученые борются за первенство в получении и коммерческом использовании знаний. Для сокрытия знания исследователи практикуют такие приемы, как умолчание, задержка научной публикации, первоначальная публикация в малоизвестном журнале (так можно застолбить свой приоритет, но в то же время избежать огласки до момента окончательной отработки идей), неполное описание процедур и результатов.

Александр Поддьяков изучил представления студентов о необходимости открытости, секретности и научной коммуникации с исследователем-конкурентом (опрошены 137 студентов первого и второго курсов НИУ ВШЭ). Он представил две гипотетические ситуации, в которых действуют ученый-ядерщик и специалист по медицинским технологиям. Каждый из ученых участвует в своей профильной конференции. Во время доклада одного из коллег он понимает, что его собственный метод помог бы продвинуть исследования докладчика. Однако есть нюанс: выступающий – из недружественного государства. Студентов спрашивали, как должен поступить ученый при обсуждении доклада: сообщить о своем методе, умолчать, дезинформировать докладчика и пр. Взяты два уровня: мезосоциальный (конкуренция фирм) и макросоциальный (соперничество стран).

Максимальное противодействие, в том числе путем дезинформации, респонденты считают необходимым оказать другому исследователю при конкуренции государств в ядерных технологиях. Наименьшее – при конкуренции государств (но не фирм) в медтехнологиях, отметил эксперт.

Таблица 1. Ответы респондентов о помощи/противодействии конкуренту.

 

Источник: книга Поддьяков А. Н. Компликология: создание развивающих, диагностирующих и деструктивных трудностей. С. 91.

Исследователь также изучил, как меняются ответы респондентов в зависимости от рассматриваемых ситуаций. Больше всего (68%) оказалось респондентов, которые изменяют ответы в сторону большей скрытности или дезинформации в ситуации более значимой конкуренции. Например, в первой ситуации (медицина) они пишут о важности научного прогресса, а во второй (ядерная тематика) – о государственной безопасности.

Особенно любопытна группа респондентов (7%), которые изменяют ответы в сторону большей открытости в ситуации с более опасной конкуренцией. Они считают, что медики или ядерщики, консультирующие соперничающие фирмы, могут скрыть информацию друг от друга, а ядерщики из стран-«оппонентов» должны проявить открытость ради спасения человечества. Это мнение «аукается» с инициативой Игоря Курчатова, когда в середине 1950-х годов было принято решение не засекречивать исследования по термоядерной тематике.

Обучению человека могут активно препятствовать

Если отказ в обучении субъекта «не срабатывает», организаторы могут начать использовать «тяжелую артиллерию» – активное противодействие обучению, продолжает исследователь. Действуя по этой логике, США в конце 1990-х годов приняли санкции против ряда российских вузов, подозреваемых в обучении ядерным технологиям студентов из некоторых стран, в том числе из Ирана. Пример похожей практики на мезосоциальном уровне – случай, когда в одной из стран СНГ лобби, представлявшее интересы группы юридических вузов,  инициировало проверки вузов-конкурентов с целью поднять вопрос о целесообразности подготовки в них юристов.

Противодействие обучению существует и на уровне отношений наставника и обучаемого. Так, в США на рубеже XX-XXI века были проведены опросы с участием более 400 наставников и учащихся. Обучаемые сетовали, что наставники порой целенаправленно отказываются от взаимодействия (например, из-за нелюбви к ученику), «отключают» от профессиональных контактов, не сообщают о важных мероприятиях и пр.

Между группами учащихся также возможно жесткое противоборство, которое выражается по-разному: от давления на экзаменаторов до кражи чужих конспектов перед экзаменационными испытаниями. Однако результативность подобных игр и контригр непредсказуема, так как с обеих сторон происходят неожиданные выпады.

Сознанием можно манипулировать

Технология «троянского» обучения может использоваться как с добрым, так и с недобрым умыслом, однако она в любом случае манипулятивна, поскольку позволяет управлять человеческим капиталом других людей.  

«Троянское» обучение «со знаком плюс» используется тогда, когда организатор считает, что необходимое его подопечному содержание обучения, будучи представленным в явном виде, вызовет у того сопротивление и не будет усвоено. «Это такой троянский конь, из которого после втаскивания его в город вырываются не грозные ахейцы, а деды Морозы, хорошо подкованные в дидактическом отношении», – поясняет Поддьяков. Ряд сторонников компьютерного обучения рассматривают специально разработанные программы как доброго троянского коня, помогающего ученикам овладеть математикой.

И все же более показательно «троянское» обучение с недобрыми намерениями. Это скрытое обучение других людей тому, что выгодно прежде всего организатору и невыгодно, а то и опасно для обучаемых. «Формулы» такого обучения дают сказки: так, лиса учит волка ловить рыбу в проруби на его собственный хвост («Лиса и волк»).

На макроуровне «троянское» обучение проявляется в использовании на уроках в школе фальсифицированных географических карт, государственные границы которых изображены в соответствии с идеологемами данной страны о том, как лучше представить свою историю будущим бойцам.

В отношениях между организациями бывает, что при слиянии фирм в альянс одна из них может учиться у другой технологиям, а потом снова отделиться и выйти на рынок более конкурентоспособной. Фирма, у которой заимствуют технологии, может, в свою очередь, предпринять контрдействия.

Мошенники от сетевого маркетинга проводят для клиентов платное обучение изготовлению определенной продукции и продают им сырье для нее, обещая выкупать готовые изделия. Но наряду с правильными инструкциями они дают и ложные. В итоге их ученики производят брак, и мошенники не принимают такую продукцию на реализацию (их цель – именно продажа сырья и услуг по обучению, а не сбыт готовых изделий).

В экстремальных ситуациях «троянского» обучения реципиент может просто погибнуть, в менее опасных случаях такое обучение уменьшает человеческий капитал учащегося, поясняет исследователь.  

Нравственная дезориентация

«Троянское» обучение делает возможной не только когнитивную, но и нравственную дезориентацию человека в обществе. Яркие примеры тому – «вербовка» людей в секты, обучение курению, приему наркотиков. Такое «просвещение» воплощает идею борьбы «жизни против жизни».

Издержки организации «троянского» обучения могут быть значительно меньше, а вот поражающий эффект – значительно больше, чем при явном противодействии обучению. В «троянском» случае, пояснил Поддьяков, реципиент доверяет организатору и потому никак не «обороняется». Это делает особенно острым вопрос образовательной безопасности, связанный с рисками не просто «плохого», но «злоумышленного» обучения.

См. также:

Наука ищет новые способы общения с публикой
«Наука и СМИ общаются с трудом».
Карьера ученого мало привлекает россиян
Научным журналам нужна конкуренция
Россия делает ставку на биотехнологии

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 13 ноября, 2015 г.