• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Биржевые трейдеры ошибаются слишком часто

Способность предсказывать поведение рынка и конкретных финансовых инструментов – ключевая характеристика биржевого трейдера. Но, как показывают исследования, рядовые игроки и даже финансовые аналитики очень часто ошибаются. Младший научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории анализа и выбора решений НИУ ВШЭ Людмила Егорова математически просчитала, какие стратегии помогут брокерам получить выгоду и избежать банкротств.

Проведенный зарубежными исследователями анализ сделок 66,5 тысяч брокерских счетов за пять лет показал, что при доходности рыночного портфеля в 17,9% средняя доходность трейдеров составляет 16,4%, а среди активно торгующих трейдеров –лишь 11,4%.

Другой пример – анализ прогнозов финансовых аналитиков показал, что у большинства доля верных прогнозов не достигает 50% (подобное исследование на российском рынке дало результат в 56,8%). Даже специализированные инвестиционные фонды, имеющие в штате большие команды аналитиков, и использующие продвинутые методы анализа рынка и ценных бумаг, не способны быть устойчиво успешными в своей финансовой деятельности.

Сила теории

Классическая теория финансов предполагает, что, во-первых, трейдеры всегда принимают решения рационально, стремясь максимизировать полезность, а во-вторых, что им известен закон распределения будущей цены финансовых инструментов. Но это не всегда так. «Есть многочисленные свидетельства отклонения трейдеров от рационального поведения и их неспособности принимать правильные инвестиционные решения», – пояснила Людмила Егорова в диссертации «Поведенческие модели участников биржи».

Кроме того, почти все модели рационального агента плохо действуют в условиях кризиса, когда появляется возможность заработать большие деньги на потрясениях, заметила она. Это побуждает оценить методами математического моделирования, на что вообще может рассчитывать трейдер при торговле на бирже. На какие принципы принятия решений ему стоит ориентироваться и какие результаты он может получить в зависимости от выбранной линии поведения.

Цель исследования – математически смоделировать поведение участников биржи в условиях стабильной экономической ситуации и при наступлении кризиса, рассказала Егорова. Также она попыталась создать программный комплекс для анализа поведения трейдеров. Объектом исследования стали индивидуальные участники биржи (трейдеры), а предметом исследования – поведенческие аспекты их деятельности. В работе были использованы методы теории принятия решений оптимизации в условиях неопределенности, теории вероятностей и имитационного моделирования.

Изучение поведения биржевых трейдеров охватывает две группы проблем: краткосрочные стратегии ежедневных биржевых операций и стратегии долгосрочного инвестирования.

Краткосрочные стратегии во многом зависят от знания трейдером методов анализа рынка. Проблема в том, насколько эти методы доступны игрокам, не обладающим специальной математической подготовкой. «Существует потребность в создании новых математических моделей поведения трейдеров, учитывающих их способности к игре на бирже и их возможную нерациональность, для оценки ими своих шансов по достижению желаемых инвестиционных целей», отметила автор.

Другими словами, трейдерам нужны понятные и простые в использовании методы, с перечисленным набором характеристик:

  • понятность и удобство для трейдеров, не обладающих математической подготовкой;
  • возможность оценивать способности к верному определению направления изменения стоимостей финансовых инструментов и, тем самым, способствовать предотвращению финансового краха участника биржевых торгов;
  • способность количественно оценить долгосрочные перспективы конкретных финансовых стратегий в соответствии с существующими экономическими теориями, а также оценить обоснованность гипотез отдельных удачливых трейдеров (это везение часто выдается за альтернативные теории).

Поведение можно прогнозировать

На первом этапе исследования Егорова моделировала поведение трейдеров в условиях стабильной экономической ситуации. Предполагалось, что в этом случае игрок способен с некоторой вероятностью прогнозировать будущее состояние биржи. Чтобы определить эту способность, автор использовала схему Бернулли. Согласно ей, доля успешно спрогнозированных трейдером стоимостей ценной бумаги показывает, с какой вероятностью он сможет верно определить направление изменения цены финансового инструмента. Для получения оценки вероятности с точностью до первого знака после запятой требуется не более 151 испытания, а для получения оценки с точностью до второго знака – не более 16401 испытаний. «Очевидно, что проведение необходимого числа испытаний и достижение точности возможно при условии написания программного кода, имитирующего действия человека согласно выбранной им стратегии», пояснила эксперт.

Далее Егорова рассмотрела две наиболее общие ситуации:

  • у трейдера есть предположения о том, как будут меняться цены на финансовые инструменты (способен спрогнозировать границы цен);
  • трейдер способен только определить направление изменения стоимости финансовых инструментов (будут они дорожать или дешеветь). Эта ситуация рассматривается как игра с природой. Природа как игрок предлагает трейдеру наиболее неблагоприятные для него варианты изменения цен на финансовые инструменты, находящиеся в его портфеле.

Первый вариант более характерен для трейдеров – сторонников технического анализа. Они определяют (на графиках цен) уровни сопротивления и уровни поддержки на основании анализа, например, паттернов цен или уровней Фибоначчи.

Второй вариант более общий и может быть использован не только приверженцами теханализа.

В первом случае, задача поиска оптимальных стратегий была сведена к задаче линейного программирования. Во втором – к паре таких задач.

Любители бурь

В период кризисов рыночная конъюнктура меняется слишком быстро, а потому модели, предложенные для стабильной экономической ситуации, здесь не подходят. Большая часть трейдеров в кризис терпит убытки, а мелкие и средние игроки часто банкротятся и теряют свои капиталы. Для большинства трейдеров, не являющихся инсайдерами, момент начала краха неизвестен, а значит биржевой кризис является так называемым «Черным лебедем» Талеба, то есть редким, непредсказуемым явлением с огромной силой воздействия. Поэтому автор предложила рассматривать биржевые кризисы с позиции именно модели Талеба и проанализировать, является ли пропагандируемая им стратегия «ловли Черных лебедей» разумной.

Задача трейдера по принятию решений при возможном наступлении биржевого кризиса моделируется с помощью элементов теории массового обслуживания. Биржевой игрок представляется системой, которая обслуживает два потока заявок, распределенных по закону редких событий Пуассона. Выбор трейдера осуществляется на основе специальных деревьев решений.

Егорова построила математические модели, описывающие поведение трейдера, принимающего решения при возможности наступления биржевого кризиса. Также она предложила варианты модели с дополнительными условиями в виде награды за «правильное поведение»: модель с поощрением, модель со снижающимся поощрением, модель с обучением.

Предложенные модели тестировались на данных мировых фондовых индексов, а также на данных об акциях десяти наиболее крупных компаний по индексу S&P 500.

Оказалось, что для получения выигрыша за некоторый период трейдеру достаточно верно распознавать часто случающиеся регулярные события чуть больше, чем в половине случаев, причем даже при условии полной несостоятельности в определении кризисных событий. Таким образом, традиционная стратегия инвесторов вполне оправдана – ожидание кризиса и попытки заработать на нем могут принести прибыль, однако на рынке можно получить доход и не умея предсказывать кризисы. 

«Последователи» и «искатели»

По итогам анализа Егорова разработала три программы для оценки финансовых результатов трейдеров, использующих три разные стратегии:

  • «обычные трейдеры» – спекулянты самостоятельно принимающие решения, и самостоятельно прогнозирующие возможное изменение цен финансовых инструментов;
  • «последователи» – трейдеры, повторяющие действия выбранного им лидера с задержкой на один такт;
  • «искатели Черного Лебедя» – игроки, не очень хорошо предсказывающие движение цен в спокойные периоды, но практически не ошибающиеся в кризис (стратегия Талеба).

Для всех моделей рассматривались три характеристики: среднее благосостояние на финальную дату; доля агентов, чье благосостояние на финальную дату превышало начальное благосостояние; доля банкротов. Егорова провела серии по 100-150 экспериментов в каждой.

Оказалось, что если «обычный трейдер» принимает решения, просто подбрасывая монетку, и не торгует с кредитным плечом, то после десяти лет торговли он вряд ли обанкротится, но и не заработает. Скорее всего, его ждут незначительные потери – оценка его ожидаемого благосостояния равна 9500 условных единиц при начальной сумме в 10000. Если агент не использует заемных средств для торговли, то достаточно торговать с долей верных решений чуть более половины, чтобы с вероятностью 0,99 не обанкротиться за десять лет. Оценка вероятности получения дохода в этом случае составляет 0,7.

Стратегия «последователей» в целом показывает схожие результаты со стратегией тех, кто при принятии решений подбрасывает монету. Правда, вероятность банкротства всегда значительно ниже, чем у «обычных» спекулянтов, но и ожидаемая десятилетняя доходность почти нулевая.

Средняя десятилетняя оценка доходности «искателей Черных лебедей» сравнима с доходностью обычных трейдеров, однако, вероятность обанкротиться у «искателей» намного выше. Ведь «Черные лебеди» – слишком редкие события, чтобы строить на их основе длительные успешные долгосрочные торговые стратегии. Благосостояние обычных агентов в среднем всегда выше, чем благосостояние «искателей Черных лебедей», хотя и сильно уменьшается в периоды кризисов. «Искатели Черных лебедей» гораздо более подвержены риску банкротства. В течение эксперимента обанкротились 239 агентов из этой группы и только 12 из группы обычных трейдеров.

См. также:

Ставка на «Черных лебедей» снижает прибыль
Финансовые рынки – посредники, инфраструктура, регулирование
Финансовые рынки, инвестиции в инновационный рост

 

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 5 ноября, 2015 г.