• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Приток мигрантов из Центральной Азии в Россию будет расти

В ближайшем будущем количество мигрантов из Центральной Азии, приезжающих на заработки в Россию, будет увеличиваться. Особенно это касается Таджикистана и Кыргызстана, для которых соотношение денежных переводов от работающих в России мигрантов к ВВП стремится к 50%, выяснили эксперты в совместном исследовании Евразийского банка развития (ЕАБР), авторского коллектива Программы развития ООН (ПРООН), Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ и РАН.

Страны Центральной Азии (ЦА) находятся в числе ведущих поставщиков рабочих мигрантов в Россию. Граждане Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана охотно едут сюда на заработки, чтобы обеспечить себя и свои семьи. При этом ни одна их этих стран не имеет общей границы с Россией.

Исследовательские коллективы ЕАБР, ПРООН, ЛССИ НИУ ВШЭ и РАН реализовали совместный проект*, который направлен на выявление тенденций, особенностей, а также перспектив развития миграции из стран Центральной Азии в Россию. Одной из главных целей проекта была выработка рекомендаций по развитию миграционной политики в центральноазиатских странах.

В ходе исследования использовались открытые отчеты, касающиеся миграции, данные ФМС РФ, Центрального Банка России и ЦБ стран Центральной Азии, Евразийского интеграционного барометра, Евразийского монитора, а также WorldValueSurvey (WVS). Исследовательская часть ЛССИ НИУ ВШЭ была посвящена исследованию ценностей мигрантов, приезжающих на заработки в Россию.

«Особенность проекта в том, что мы посмотрели на проблему в том числе с точки зрения человеческих историй и судеб», – рассказал специалист по «зелёной» экономике и занятости регионального центра ПРООН в Стамбуле Михаил Пелях. В ходе исследования было проведено несколько сотен качественных интервью с мигрантами и членами их семей.

Несмотря на то, что темпы миграции в Россию из Центральной Азии в 2014 году несколько затормозились, в глобальной перспективе РФ останется одной из главных принимающих стран для мигрантов из Центральной Азии, выяснили исследователи. Этому будет способствовать усиливающееся неравенство между странами в возможностях занятости и сохраняющееся неравенство в уровне доходов. Подобные обстоятельства несут свои плюсы и минусы, что требует их балансировки путем более продуманной политики. Она должна ориентироваться не только на управление потоками людей, но и принимать во внимание более широкие социально-экономические последствия миграции и денежных переводов.

Они возвращаются домой больными и разочарованными

В поле внимания исследовательского коллектива были, прежде всего, две страны – Таджикистан и Кыргызстан, а также частично Узбекистан. Наибольшее внимание Таджикистану и Кыргызстану объясняется тем, что соотношение денежных переводов мигрантов к ВВП для этих стран достигает серьезного уровня. Для Таджикистана – более чем 40%, для Кыргызстана – в районе 30%. Узбекистан в наименьшей степени зависим от мигрантских денег (однако лидирует по объёму денежных переводов и числу мигрантов). А, например, Казахстан сам давно стал страной приема мигрантов, хотя и далеко не в таких масштабах, как Россия.

Рисунок 1. Соотношение денежных переводов к ВВП (в десяти странах, лидирующих по объему поступающих денежных переводов)

 

Источник: доклад ПРООН

В ходе качественных интервью подтвердилось, что большинство мигрантов из стран Центральной Азии едут на заработки в России не из желания, а по необходимости, и оставаться здесь навсегда не хотят или не планируют. Речь идет о вынужденной миграции, когда чаще всего мужчины (особенно, если речь идет о Таджикистане) уезжают на заработки, чтобы обеспечить своим семьям существование.

Однако, как заметил Михаил Пелях, у миграции всегда есть цена. И часто эта цена – разрушенные семейные и близкие отношения, оставленные дети, разочарование и подорванное здоровье. Разводы на расстоянии – достаточно распространенное явление в странах ЦА. «В некоторых регионах практиковалась даже такая вещь, как развод по смс, когда мигрант, уезжая в Россию, мог просто прислать жене смс с уведомлением о разводе», – рассказал эксперт. Ко всему прочему, мигранты возвращаются домой с подорванным здоровьем и букетом инфекционных заболеваний.

Также возникают проблемы с образованием детей. С одной стороны, заработанные родителями деньги могут стимулировать его продолжение или доступ к платному образованию лучшего качества. Однако, оставшись без родительского присмотра на родине, дети часто просто не посещают образовательные учреждения.

И еще один минус миграции – неоправдавшиеся надежды и разбитые мечты, когда человек, подорвав физическое и психическое здоровье, возвращается домой разочарованным, поскольку в России оказалось не все так радужно, как представлялось изначально.

Безработица и неравенство как драйверы миграции

Несмотря на все издержки, миграция является шансом на лучшую жизнь для многих семей, проживающих в странах ЦА. «Страны Центральной Азии в значительной мере трудоизбыточны. Здесь до сих пор высокие темпы рождаемости. При этом структура экономики не позволяет обеспечить массовую достойную занятость», – заметил Михаил Пелях.

Так, практически половину экспорта Кыргзыстана составляет золото. Однако в добыче полезных ископаемых занят всего лишь один процент трудоспособного населения страны. Значительную часть экспорта Таджикистана составляет алюминий. Но 75% алюминия поставляется одной компанией-монополистом, в которой трудоустроено около 12 тысяч человек при населении свыше 8 млн человек, из которых более 5 млн находятся в трудоспособном возрасте, рассказал Михаил Пелях. Он отметил, что схожая ситуация в Туркменистане, в меньшей мере – в Казахстане и Узбекистане, где экспорт несколько более диверсифицирован.

Таким образом, высокая незанятость (то есть число людей, не имеющих работы и являющихся либо безработными, либо неактивными на рынке труда) является одним из главных факторов миграции. В то же время в России безработица минимальна по сравнению со странами ЦА. При этом мигранты здесь занимают те ниши на рынке труда, которые не востребованы или мало востребованы российскими гражданами. Трудящиеся-мигранты играют роль «буфера» на рынке труда РФ (как и во многих других развитых странах): они первыми теряют работу по мере снижения спроса на рабочую силу в результате экономического спада.

Другой мощный фактор миграции – огромное неравенство в уровне доходов (а также оплате труда) между Россией и странами Центральной Азии. Даже если по российским меркам зарплата мигрантов относительно невысока, то в переводе на местные валюты ее оказывается достаточно, чтобы содержать семьи.

Рисунок 2. Основные страны назначения для мигрантов в 2013 году

 

Источник: доклад ПРООН

Кризис миграции не помеха

В 2014 году наблюдался некоторый спад миграции из стран ЦА в Россию и значительный спад денежных переводов в долларовом выражении в конце 2014 – начале 2015 года. Это связано как с замедлением российской экономики, так и с девальвацией рубля (в котором осуществляется большинство переводов мигрантов).

Однако в 2015 году объемы миграции и миграционные настроения вернулись на прежний уровень, рассказала заведующая ЛССИ НИУ ВШЭ Татьяна Карабчук. Россия сегодня абсолютный лидер среди принимающих стран как по объемам миграции из ЦА, так и по положительным миграционным настроениям. Сюда потенциально хотели бы приехать наибольшее количество граждан из стран ЦА не только в целях заработка, но также на учебу и на постоянное место жительства (ПМЖ), свидетельствуют данные интеграционного барометра ЕАБР. Сейчас, как отметила Карабчук, уже произошла адаптация к кризису, и это также способствует возвращению популярности миграции в Россию.

Правда, часть мигрантов из ЦА хотели бы поехать на заработки, учебу или ПМЖ в Европу или США. В данном случае речь идет лишь о миграционных настроениях, которые не обязательно приведут к самой миграции. В реальности Россия остается одной из самых доступных стран для центральноазиатских мигрантов.

Рисунок 3. Предпочтительные страны назначения для трудящихся-мигрантов 2014

 

Источник: доклад ЕАБР 2014

Также исследование ЛССИ показало, что миграции из стран ЦА в Россию способствуют ценностные факторы. Приезжающие на заработки жители ЦА в плане ценностей чувствуют себя более близкими к России, чем к странам ЕС или США, что частично объясняется общим советским прошлым.

Вместе с тем, ярко выраженные коллективистские ценности у мигрантов из ЦА – это то, что отличает их от большей части населения России, рассказала Карабчук. Приверженцы коллективизма склонны считать свое благополучие зависящим в первую очередь не от них самих, а от государства и общества. «Если рассматривать это в рамках теории Инглхарта (американский социолог, автор теории модернизации – ред.), то получается, что население стран ЦА в своих взглядах и мировоззрении еще не перешло на новый уровень развития, который характерен для постматериалистических стран», – отметила эксперт.  Это может вызывать напряжение в отношениях между принимающим населением и мигрантами.

Надо стимулировать развитие, а не потребление

Миграция из стран ЦА необходима как России, так и странам- поставщикам мигрантов. РФ получает необходимую рабочую силу, а страны ЦА частичное решение проблем безработицы и поддержку уровня жизни местного населения.

Между тем необходима более продуманная и сбалансированная политика в области миграции, чтобы минимизировать риски и извлечь больше пользы. «Речь идет не только об управлении границей, подсчетов того, сколько людей едут, а о более комплексном подходе к миграции», – пояснил Пелях. Именно комплексной политике уделяется мало внимания, считает он. Он должна касаться разнонаправленных вещей: начиная от безопасности для принимающей страны и заканчивая вопросами эффективности использования в странах ЦА заработанных мигрантами денег. Сегодня приходящие средства в основном служат стимулом для потребления, что разгоняет инфляцию, наращивает объемы импорта, в том числе товаров люкс-класса, способствует росту цен на жилье, но мало помогает реальному развитию.

* Результаты проекта опубликованы в аналитическом резюме «Трудовая миграция и трудоемкие отрасли в Кыргызстане и Таджикистане: возможности для человеческого развития в Центральной Азии», а также в докладе «Трудовая миграция, денежные переводы и человеческое развитие в странах Центральной Азии»

См. также:

Дети мигрантов забывают родину и язык
Киргизские мигранты не хотят жить в России постоянно
Мигранты предпочитают лечиться у «своих»
Рынку труда не нужны образованные мигранты
Взаимопониманию москвичей и мигрантов мешают мифы

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 21 октября, 2015 г.