• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бюджет будут считать по-новому

Минфин обнародовал проект федерального бюджета на 2016 год. Доходы бюджета рассчитаны на основе консервативного макропрогноза. Общий объем расходов, как и в 2015 году, не должен превысить 3% ВВП. Если такая практика продолжится и дальше, можно будет говорить о введении «нового бюджетного правила», отметили эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном бюллетене «Новые Комментарии о государстве и бизнесе».

При подготовке федерального бюджета основной проблемой является приведение в соответствие доходов и расходов в условиях резкого падения цен на нефть. Проект бюджета на 2016 год показывает, что решение этой проблемы отложено на последующие годы, несмотря на то, что согласно прогнозным расчетам, уже в 2017 году ресурсы Резервного фонда иссякнут, и придется либо использовать средства Фонда национального благосостояния для финансирования бюджетного дефицита, либо вновь сокращать какие-то виды расходов.

Рисунок 1. Доходы, расходы и дефицит федерального бюджета, % ВВП

 

Из данных рисунка 1 следует, что уровень доходов федерального бюджета относительно ВВП в 2015 и 2016 году по сравнению с 2014 годом падает на 3 процентных пункта (до 17,2%), снизить же уровень расходов относительно ВВП практически не удается.

Другой важной проблемой является изменение расходных приоритетов федерального бюджета за последние несколько лет.

Если обсуждать изменение структуры расходов федерального бюджета за период с относительно благополучного 2012 года по 2016 год, можно отметить существенное увеличение доли трат на национальную оборону и национальную безопасность - с 28,4% до 33%.

Таблица 1. Структура расходов федерального бюджета, %

Несмотря на постоянные декларации о сокращении численности госслужащих, траты на управление практически не уменьшаются. Долю расходов на социальную политику удалось сократить в 2014 году за счет «заморозки» накопительной части пенсий. Но в 2015–2016 году, несмотря на это, доля соцрасходов вновь растет. Индексация пенсий в соответствии с инфляцией в 2015 году увеличила долю соцрасходов по сравнению с 2014 годом на 4 п.п. В соответствии с проектом бюджета на 2016 год, доля этих трат (прежде всего на трансферт Пенсионному фонду) продолжит увеличиваться, несмотря на предполагаемую экономию за счет индексации страховых пенсий по т.н. целевой инфляции.

Особенностью проекта бюджета на 2016 год является резкое увеличение доли расходов на национальную экономику – почти на 2 п.п.

Таблица 2. Структура расходов федерального бюджета по разделу «Национальная экономика», %

В таблице 2 представлена структура расходов федерального бюджета по разделу «Национальная экономика». Похоже, решения в этой сфере принимаются по принципу ad hoc. Экономисты НИУ ВШЭ отмечают увеличение в шесть расходов по подразделам “Общеэкономические вопросы” и “Исследование и использование космического пространства” и двукратное сокращение расходов на прикладные научные исследования.

Рост расходов по подразделу «Общеэкономические вопросы» обусловлено включением в него сразу двух резервных фондов – на 120 млрд рублей и на 342 млрд рублей. Средства первого из этих фондов, в соответствии с проектом закона о федеральном бюджете, должны пойти «на реализацию дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, социальной поддержке граждан и оказанию гуманитарной помощи населению иностранных государств, по решениям правительства, а второго – просто на реализацию решений президента и министров. В общем, средства выделены, но куда будут направлены, не ясно.

Какие дополнительные резервы для повышения расходов на национальную экономику, оборону, социальную политику были использованы? Это расходы на образование и здравоохранение. Первые по сравнению с 2015 годом сокращаются на 7%, вторые – на 11%. В неизменных ценах за последние четыре года, это сокращение выглядит устрашающе.

По сравнению с 2012 годом сокращение расходов на образование в 2016 году составит 36%, на здравоохранение – почти 50%. Если эти тенденции развивать дальше, и учесть также далеко не радужное состояние региональных бюджетов и внебюджетных фондов, через несколько лет граждане России будут самостоятельно оплачивать расходы на высшее образование, а заодно и на здравоохранение. Впрочем, если верить данным Всемирного Банка, уже в 2013 году в России из бюджета оплачивалось только 48% расходов на здравоохранение.

Возможности сводить федеральный бюджет с трехпроцентным дефицитом не будет уже в 2017 году, если не использовать средства ФНБ и не печатать деньги. Это означает, что от вопроса о приоритетах бюджетных расходов снова уйти не удастся. Направлений для сокращения расходов не так много – это расходы на управление, силовой блок, экономику, человеческий капитал, социальную политику и на регионы.

Андрей Чернявский

Полный текст презентации «Комментарии о государстве и бизнесе» 

 

Автор текста: Чернявский Андрей Васильевич, 19 октября, 2015 г.