• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Путь в вуз через колледж действует как социальный лифт

Поступление в вуз после окончания колледжа – вот путь, которого придерживаются небогатые семьи, если они сомневаются в успешной сдаче ЕГЭ, но стремятся дать возможность своим детям получить престижную профессию и повысить социальный статус в обществе. Обучение в колледже при вузе снижает риски. Его выпускникам проще поступить в институт, а в случае фиаско на экзаменах у них есть запасной путь: работа по профессии, полученной в среднеспециальном учебном заведении. Исследование научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ–Санкт-Петербург.

Система учреждений среднего профессионального образования (СПО) стала каналом социальной мобильности, который приносит семьям с ограниченными ресурсами неплохие выгоды при низких рисках, рассказали заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» (НУЛ СОН) Высшей школы экономики Даниил Александров, заместитель заведующего НУЛ Светлана Савельева и младший научный сотрудник этой лаборатории Ксения Тенишева. Они изучили образовательные треки, которые выбирают для детей семьи с разным социально-экономическим статусом (СЭС), и отметили межтрековые маневры, которые характерны для небогатых родителей промежуточной группы – тех, кто находится между полюсами «низкоквалифицированные рабочие» и «высококвалифицированные профессионалы».

Обеспеченные родители с высоким уровнем образования обычно считают, что их дети поступят в университет сразу после окончания школы, а семьи из низших слоев общества нередко даже не надеются на то, что их дети попадут в вуз. Семьи же промежуточной группы идут «в обход». Если ребенок не проявляет особого рвения к учебе, но родители хотели бы для него более престижной профессии и более высокого социально-экономического статуса, чем у них самих, они отдают наследника в колледж при вузе. Вступительные экзамены в этот университет для него будут проще, чем обычные ЕГЭ. И даже провал на экзаменах не будет выглядеть драмой: у выпускника колледжа уже есть профессия, с которой он может выйти на рынок труда и обеспечивать себя и свою семью, отметили Александров, Савельева и Тенишева в статье «Мобильность без рисков: образовательный путь в университет через колледж», опубликованной в журнале ВШЭ «Вопросы образования» №3 за 2015 год. Такая стратегия оказывается популярной. Примерно половина девятиклассников, планирующих поступить в колледж, задумываются о получении высшего образования.

Статья опирается на данные, собранные НУЛ СОН. «Математика» проекта включила опросы 7500 учащихся из 100 школ Санкт-Петербурга и 4000 учащихся из 50 школ Московской области относительно образовательных траекторий детей и СЭС их родителей; 80 интервью с учениками девятого класса сельской школы в Ленинградской области, 30 интервью с работниками школ и руководителями колледжей Санкт-Петербурга и ряд других данных.

Колледжи могут повышать уровень жизни выпускников

«Избегание рисков», подстраховка – так ряд исследователей определяют стратегию получения высшего образования с помощью СПО. Однако на практике это нечто большее – социальный лифт, выяснили Александров, Савельева и Тенишева. Если в Германии колледжи обеспечивают статусное воспроизводство (дети наследуют социально-экономическое положение родителей), то в России и США они представляют собой канал восходящей социальной мобильности, которая позволяет человеку повысить социальный статус и уровень жизни относительно исходного. 

И родители, и дети осознают такую роль колледжей – об этом говорят образовательные треки, выбранные учениками. Данные НУЛ СОН, полученные в 2010 году, свидетельствуют, что около половины девятиклассников рассматривали вариант поступления в колледж после девятого или одиннадцатого класса: 48,6% в Петербурге и 51,3% в Московской области (это более высокие цифры, чем по стране в целом, что объясняется высоким уровнем развития этих агломераций, более выгодным СЭС семей и пр.). Доля ребят, обдумывающих поступление в вуз после колледжа (от числа всех, кто намерен поступать в учреждения СПО), достигает в Петербурге 30%, а в Москве – почти 35%. 

Данные 2014 года говорят о том, что траектория «университет через колледж» по-прежнему популярна. 43% учащихся колледжей северной столицы рассматривают в качестве опции дальнейшее обучение в вузе.

Колледжи предложили молодежи преимущества

Введение одиннадцатилетнего обязательного обучения (либо 11 классов школы, либо среднее профессиональное образование, СПО), малочисленность старшеклассников (это дети 1990-х – периода демографического спада) и введение в школах подушевого финансирования (объем государственного субсидирования стал зависеть от числа учащихся) привели к тому, что школы и колледжи стали конкурировать за учеников. Приток абитуриентов в колледжи, казалось бы, должен был резко сократиться. Однако сработал фактор ЕГЭ, поэтому после девятого класса школу стали покидать те, кто опасался провалить экзамены и не получить аттестат о полном среднем образовании.

В итоге сложился немалый поток выпускников школ в колледжи, а оттуда – в вузы. Популярные колледжи стали массово поставлять абитуриентов в университеты города, пишут исследователи: «Доля выпускников некоторых колледжей Санкт-Петербурга, поступающих в университеты, превышает 80%».

Колледжи при вузах облегчают путь в высшую школу

Повышение спроса на СПО сопровождалось реорганизацией колледжей. Часть из них по-прежнему не сотрудничала с вузами (а значит, их выпускники не получали «вступительных» преимуществ по сравнению с другими абитуриентами институтов). Другие заключили контракты с высшей школой, третьи просто вошли в состав университетов. 

Колледжи второй группы позволяют молодежи не только сохранить, но и повысить статус. Их выпускникам, чтобы попасть в партнерский вуз, нередко разрешается сдавать только один экзамен не в формате единых экзаменов либо ЕГЭ в щадящем режиме, что сильно облегчает доступ к высшему образованию.

Учреждения СПО третьей группы предлагают самый простой и прямой путь повышения статуса. Такие колледжи оказываются ступенью в непрерывном образовании, встроенной в высшую школу (они могут быть даже особыми факультетами университетов; в них преподают вузовские профессора). Если выпускник такого колледжа хочет продолжить образование по профилю, ему не надо сдавать ЕГЭ, – достаточно пройти тестирование в университете по основным предметам. Основная масса студентов колледжей, инкорпорированных в вузы, нацелена на получение высшего образования.

Факультеты СПО есть и в обычных вузах, и в престижных – например, в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете, в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики.

Таким образом, схема «в вуз через колледж» являет собой официальный путь к высшему образованию с низкими рисками и дополнительной гарантией в виде диплома о среднем специальном образовании, подчеркнули эксперты.

Выбор траектории зависит от социального бэкграунда семьи

Восприятие образовательных треков во многом связано с СЭС семьи, ее культурным капиталом и инфраструктурными условиями (одно дело – город с разветвленной образовательной системой, другое дело – село, где выбор учебных заведений ограничен).

Тактику поступления в университет через колледж выбирают семьи с небольшими ресурсами. Их социально-профессиональный статус выше, чем у семей школьников, которые стремятся получить профессиональное образование в училище или колледже и выйти на рынок труда, но значимо ниже, чем у семей, выходцы из которых идут в вуз сразу после школы.

Трек «школа – вуз» более характерен для высокостатусных семей. Они в состоянии оплачивать дополнительную подготовку детей к поступлению в университет и к тому же должны поддерживать свой статус, чему не способствует поступление ребенка в колледж и будущее «синего воротничка».

Небогатым семьям траектория «высшее образование через СПО» подходит не только тем, что повышает статус их детей, но и тем, что во время учебы студентам вуза, уже имеющим профессию, проще найти работу.

При этом уровень образования матери серьезно влияет на выбор траектории учащегося. Подростки, чьи матери имеют среднее профессиональное образование, чаще других выбирают поступление в университет после колледжа. Здесь сказывается и факт знакомства с системой высшего образования. Такие родители обычно недостаточно знают о ней, им сложнее помочь детям в подготовке к поступлению и труднее оценить шансы ребенка на успешную учебу. В то же время, и школьные оценки наследников (обычно средние) не позволяют родителям надеяться на моментальное поступление ребенка в вуз.  

В такой ситуации у деревенских жителей больше ограничений. Они либо соглашаются с единственной образовательной возможностью, существующей в районе, либо ищут альтернативу в соседних районах и мегаполисе. Но издержки и риски в этом случае велики, многие семьи боятся отпускать 15-летних подростков в большой город с его соблазнами.

В гендерном разрезе ситуация такова: юноши больше склонны выбирать СПО, девушки – старшую школу и высшее образование. Девушки учатся лучше и более уверены в своих шансах на поступление в вуз. К тому же колледжи предлагают больше «мужских» специальностей.

Целью остается качественное образование

Многие семьи предпочитают траекторию «в университет через колледж» поступлению сразу после школы, но в вуз низкого качества. Авторы статьи считают такой выбор свидетельством того, что эти семьи «реально нацелены на повышение своего статуса»: они готовы более сложным путем идти в более престижный университет, пусть и не лучший в городе. «Скорее всего, они заинтересованы не только в уровне, но и в качестве образования», – резюмируют Александров, Савельева и Тенишева.

См. также:

Уровень развития территории влияет на успехи школьников
Оценки одноклассников влияют на выбор вуза
Социальное расслоение воспроизводится в образовании
Родители нацеливают детей на успех в профессии
Антишкольные настроения зависят от ближайшего окружения

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 8 октября, 2015 г.