• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российское общество отвергает бедных и пьющих

«Выброшенными» из общества в России оказываются не только маргиналы - алкоголики и наркоманы, но и другие категории граждан, например, бедные и безработные, ВИЧ-инфицированные, инвалиды и люди, находящиеся на попечении государства. Больше всего таких «потерянных» в Калмыкии, Тюменской и Самарской областях, меньше – в Москве, Петербурге и на Северном Кавказе, где не принято родных оставлять в беде, выяснили сотрудники Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ при исследовании рисков социальной эксклюзии в российских регионах.

Бедность, экономическая и социальная нестабильность, несбыточность надежд, крушение планов усиливают процесс маргинализации населения. В результате появляются социальные слои, отторгаемый обществом. Причем количество отверженных сложно подсчитать.

Сотрудники Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ – директор Сергей Смирнов, замдиректора Николай Исаев и завотделом политики доходов Алексей Капустин решили выяснить, каковы масштабы социальной эксклюзии в России, какие категории населения больше других подвержены риску оказаться «выпавшими» из общества: потерять связь не только с коллегами по работе и учебе, соседями, знакомыми и друзьями, но и с членами своей семьи и близкими родственниками.

Авторы исследования выделили девять категорий граждан, входящих в группу риска: бедные, безработные, социально незащищенные, несовершеннолетние, алкоголики, наркоманы и ВИЧ-инфицированные инвалиды и лица, имеющие серьезные проблемы со здоровьем, нуждающиеся в соцобслуживании.

Исследование базировалось на двух источниках информации. Первый – доступные ежегодные статистические данные по 81 региону РФ, на основе которых могли быть произведены расчеты риска социальной эксклюзии. Второй источник – опрос 47 экспертов, среди которых были: специалисты в области социологии, социальной политики, психологии личности, а также работники учреждений соцобслуживания населения.

Полученные данные и проведенные математические расчеты позволили экономистам построить рейтинг регионов России по масштабам социальной эксклюзии. Результаты исследования опубликованы в статье «Риски социальной эксклюзии в регионах России: методологический инструментарий и результаты оценки» в журнале «Вопросы статистики».

Бедные вне социума

Анализ данных показал: риск оказаться на социальном «дне» у наркоманов и алкоголиков в два раза выше, чем у воспитанников детских домов, а также людей, находящихся в домах престарелых и интернатах, и почти в пять раз выше, чем у бедных слоев населения.

В то же время, среди «выпавших» из общества в абсолютном выражении больше всего бедных и алкоголиков: 958 и 992 человека в расчете на 100 тысяч населения соответственно.

Минимальная численность социально эксклюзированных была отмечена для групп воспитанников детских домов, детей-инвалидов и пожилых-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях системы соцзащиты: 15, 42 и 57 человек на 100 тысяч населения.

Такое положение дел ученые объясняют большим количеством страдающих от алкоголизма и живущих за чертой бедности в России. По масштабам они превосходят все остальные проблемные категории населения. Из-за кризиса число бедных растет, отметил Смирнов. Значит, выпавших из общества уже очень скоро может оказаться еще больше.

«Так, например, в Москве прожиточный минимум пенсионера за первый квартал 2015 года к первому кварталу 2014 года увеличился более чем на 20%, а пенсии проиндексированы на 11,4%, максимум на 12-13%, соответственно, количество пенсионеров, чей доход приближается или не дотягивает до прожиточного минимума, выросло», – подчеркнул экономист.

Культура против эксклюзии

Одиннадцать российских регионов входят в зону повышенного риска и наибольшего распространения социальной эксклюзии, выяснили исследователи. Это Тюменская область, Калмыкия, Самарская, Курганская области, Тыва, Ивановская область, Чувашская республика, Камчатский край, Адыгея, Магаданская область, Чукотский автономный округ.

Все эти субъекты федерации сильно различаются между собой как по уровню экономического развития, так и социально-демографическим характеристикам. Следовательно, и причины попадания их в один «черный список» различны, отметили исследователи. Так, например, высокий риск социальной эксклюзии в экономически развитых регионах (Самарской и Тюменской областях) обусловлен медико-социальными проблемами – в основном алкоголизацией и наркотизацией населения. Самара является своего рода перевалочной базой транзита наркотиков из Казахстана, Узбекистана и дальнего зарубежья, поэтому там много страдающих наркозависимостью.

С другой стороны, в таких депрессивных регионах, как Тыва и Калмыкия, феномен социальной эксклюзии определяется главным образом экономическими факторами (высокий уровень безработицы и низкие доходы населения). В Курганской и Ивановской областях «выпадение» из общества объясняется и экономическими, и социальными, и медико-социальными проблемами. Там много бедных, алкоголиков, больных и немощных, воспитанников детских домов и взрослых, находящихся под опекой государства.

На другом полюсе находятся десять регионов России, наименее подверженных риску социальной эксклюзии. Наряду с такими, вполне предсказуемыми субъектами РФ как Санкт-Петербург, Москва, Татарстан и Свердловская область, в данную группу вошли Дагестан и Северная Осетия-Алания. «Мусульманская культура препятствует социальной эксклюзии. На Северном Кавказе не бросают детей и стариков, не забывают своих родственников», – пояснил Смирнов.

Презентация «Риски социальной эксклюзии: рейтинги регионов России» 

См. также:

Социальные контракты не решат проблему бедности
Потеря работы и конфликты с близкими приводят на паперть
Бедность превращается в позор
Рабочий класс больше других подвержен бедности
Россияне живут хорошо только благодаря неофициальным доходам

 

7 октября, 2015 г.