• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россияне экономят на услугах

Сектор услуг больше других отраслей экономики страдает от кризиса. Спрос все больше снижается, обороты сервисных компаний падают. Бизнес не спасает даже гибкая ценовая политика, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в мониторинге делового климата в сфере услуг.

В III квартале 2015 года на рынке услуг был вновь отмечен спад деловой активности. Весенний оптимизм предпринимателей сменился пессимизмом на фоне сокращения спроса как со стороны населения, так и со стороны бизнеса. Усилилась негативная динамика всех ключевых показателей, характеризующих состояние отрасли: спроса на услуги и оборота, численности работников и полученной прибыли, а также финансового положения компаний. Падение этих показателей относительно предыдущего квартала оказалось максимальным за четыре года проведения обследований.

Таковы основные результаты анализа финансово-экономической деятельности более 5,6 тысяч организаций различных видов экономической деятельности, оказывающих услуги, из всех регионов России. Обследование проведено Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ на основе данных Росстата.

В конце лета – начале осени ускорилось сокращение спроса на услуги и число заключенных договоров, отметили эксперты ЦКИ. Дефицит спроса стоит во главе рейтинга факторов, лимитирующих развитие бизнеса, причем в течение года число предпринимателей, отметивших эту проблему, увеличилось с 40 до 47%. Кроме того, 45% респондентов констатировали существенное негативное воздействие недостатка финансовых средств, а 35% – сложившегося уровня налогообложения.

«Затяжной спад деловой активности в сфере услуг объясняется, прежде всего, продолжающимся сокращением платежеспособного спроса как со стороны населения, так и со стороны бизнеса», – подчеркнули аналитики. Реальные располагаемые денежные доходы населения, включая реальную заработную плату, снижаются на протяжении десяти месяцев подряд. Рецессия в экономике и постепенное ухудшение финансового состояния организаций вынуждает минимизировать расходы на приобретение услуг для бизнеса».

В итоге индекс предпринимательской уверенности (ИПУ), основной показатель обследования, характеризующий деловой климат на рынке услуг, снизился на 1% до -6%.

В числе «лидеров» по интенсивности ухудшения делового климата – предприятия по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта, туристические, стоматологические, рекламные и риэлтерские фирмы. В этих видах деятельности ИПУ в течение нескольких последних кварталов снизился со стабильно положительных значений до акцентированных отрицательных величин.

Традиционный лидер в сфере услуг – страховой бизнес – также не смог удержаться на плаву. ИПУ в этом виде деятельности снизился с +25% в начале 2012 года до +2% в исследуемом квартале.

Позитивным исключением стали только ломбарды и санаторно-курортные услуги, что неудивительно. Повышенная активность ломбардов связана со снижением покупательной способности населения, а благосостояние российских санаториев поддерживается масштабным кризисом зарубежного туризма.

Прогнозы на конец года у экономистов ЦКИ пессимистичные. «Есть все основания говорить о большой вероятности дальнейшего снижения деловой активности в конце текущего года. Единственным позитивным фактором на сегодняшний день являются спокойные инфляционные ожидания предпринимателей», – заключают они.

Рисунок 1. Динамика индекса предпринимательской уверенности в сфере услуг

Комментирует Директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭГеоргий Остапкович:

Ситуацию в сфере услуг нельзя назвать катастрофической. Скорее, ее можно определить как плавный рецессионный дрейф. Пока не видно факторов, которые могли бы переломить этот процесс. Единственным рычагом, способным вытащить отрасль из пучины рецессии, может быть восстановление покупательной способности населения и активизация предприятий реального сектора экономики. Однако прогнозы, по крайней мере, в части населения, неутешительны – рост реальных денежных доходов в ближайшей перспективе вряд ли возможен.

Как показывают результаты последних раундов обследований деловой активности, домашним хозяйствам при функционировании в кризисном режиме «затягивания поясов» удается многие виды коммерческих услуг перевести в разряд необязательных. Аналогичным образом действуют и предприятия реального сектора в условиях рецессии, в частности, сокращая расходы на рекламу. Сервисные организации не спасает даже гибкая ценовая политика. Сдержанный рост тарифов на услуги, а часто и снижение цен в долларовом эквиваленте не может компенсировать снижения платежеспособного потребительского спроса.

Полный текст презентации «Деловой климат в сфере услуг в III квартале 2015 года» 

 

5 октября, 2015 г.