• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бедные не могут поддержать ритейл

После недолгого оживления розничная торговля вновь погрузилась в стагнацию. Доходы населения продолжают снижаться, что заставляет россиян все больше экономить и сберегать, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в розничной торговле.

Краткосрочный всплеск деловой активности в розничной торговле во II квартале 2015 года сменился новым витком рецессии. «В III квартале замедление экономической активности возобновилось, обнулив краткосрочные позитивные достижения и возможность разворота тренда к росту в ближайший отчетный квартал», - отметили эксперты ЦКИ Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в мониторинге делового климата в розничной торговле. Анализ проведен на основе данных Росстата.

Сокращение реальных располагаемых доходов населения и, как следствие, переход домашних хозяйств на избирательно-сберегательную модель текущего потребления «тормозит» развитие розничной торговли. Главным лимитирующим фактором в конце лета - начале осени стал «недостаточный платежеспособный спрос». Об этом сообщили 54% предпринимателей. Для сравнения: в III квартале 2014 года доля таковых составляла 46%.  Хуже всего дела со спросом оказались в непродовольственном ритейле, о чем сообщили 57% опрошенных. 

Все ключевые показатели торговли, такие как заказы, объем продаж, товарооборот, ухудшились, а интенсивность сокращения кадров превзошла показатели кризисного 2009 года (количество ритейлеров, сокративших штат работников, увеличилось на 30% по сравнению со II кварталом 2015 года). Больше всего увольнений произошло в компаниях, торгующих продовольствием. Это выразилось в антирекордном минимуме значения показателя баланса оценки изменения численности – он опустился с -12% до -19%.

В итоге значение основного индикатора обследования – индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) упало сразу на 3% - с 4% до 1%. Это позволило говорить об отсутствии устойчивых точек для восстановления деловой активности на рынке розничной торговли.

«Процесс функционирования ритейла в сложившихся условиях экономической действительности оказался чрезвычайно сложен для предпринимателей. Непредсказуемость экономическо-политической турбулентности обусловила социальный стресс, реабилитация которого потребует длительную адаптацию к новым реалиям функционирования», – подчеркивается в мониторинге.

Эксперты ЦКИ считают, что к концу года ситуация ухудшится, деловая активность в ритейле замедлится еще больше.  По всем показателям торгового процесса, впервые за всю историю проведения обследований (с 1998 года), предпринимателями были даны самые низкие оценки развития бизнеса на краткосрочную перспективу, что исключает выход на траекторию роста. Чтобы удержаться на плаву, руководители торговых организаций сокращают ассортимент и увеличивают отпускные цены.

Рисунок 1. Динамика индекса предпринимательской уверенности
в организациях розничной торговли

 

Комментирует Директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Состояние торгового климата в III квартале заметно ухудшилось, с прогнозом дальнейшего замедления деловой активности в секторе. Для ритейла наступил критический момент. Экономико-политические стрессы, обуславливающие все новые и новые конъюнктурные дисбалансы, окончательно определили новую реальность для ведения бизнеса, к которой предприниматели адаптируются все с большим трудом. Они работают на грани своих возможностей, подгоняя управленческие схемы под сегодняшний бизнес-климат. Особенно ярко это иллюстрирует кадровая и ассортиментная политика, а также ценовое поведение, выбранное респондентами.

Текущая государственная политика воздействует на бизнес-климат двояко. С одной стороны, выступает как стабилизатор динамики развития торгового процесса, с другой стороны, может вызвать панику на потребительском рынке. 

Так, например, предлагаемый министерством промышленности и торговли Проект внедрения системы адресной продуктовой помощи предполагает введение с 2016 года дебетовых карт для граждан, чей доход не превышает регионального прожиточного минимума. Безусловно, субсидирование части продуктовой корзины для малоимущих - известный эффективный инструмент госрегулирования рынка, однако такая мера способна повысить социальную напряженность, заставить людей еще туже затянуть пояса и готовится только к худшему. Если и запускать подобный механизм продовольственного регулирования, то нужно это делать максимально осторожно, с абсолютно прозрачным объяснением населению экономического эффекта для страны и людей, особенно для старшего.

Не исключен сценарий, когда домохозяйства, узрев очередной инструмент госрегулирования рынка, войдут в новый режим экономии, пытаясь создать очередную амортизационную подушку, тем самым сужая масштабы розничной торговли.

Полный текст мониторинга «Деловой климат в розничной торговле в III квартале 2015 года» 

 

1 октября, 2015 г.