• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Активное развитие речи спасет ребенка от бедности

Низкий уровень образования и доходов родителей может влиять на языковой багаж детей. Отсутствие у родителей времени или желания разговаривать с детьми о сложных вещах сказывается на развитии речи, мешает хорошо учиться в школе, а в перспективе — и преуспеть в жизни. Преодолеть воздействие неблагополучного семейного «бэкграунда» можно. Чтобы обеспечить детям социальный лифт, родителям нужно активнее заниматься с ними, рассказал научный сотрудник лаборатории «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Кирилл Маслинский.

 Оценивать речь детей исключительно по шкале «лучше — хуже», «богаче — беднее» было бы неправильно, в этом скрывается потенциальный источник дискриминации. Разница лежит не в количественной, а в качественной плоскости, подчеркивает исследователь. Дети бедных и малообразованных родителей и дети образованных и состоятельных пар одинаково полноценно осваивают язык, но по-разному к нему относятся и по-разному его используют. Однако суровая реальность такова, что зачастую педагоги и психологи оценивают речь детей, в чем-то непохожую на их собственную, именно в количественном измерении, как «менее развитую».  Причем обычно безотносительно к тому, в каких обстоятельствах проводилось тестирование (то есть стресс, к примеру, и состояние психологического ступора, нередко заставляющего детей отвечать односложно и косноязычно, никак не учитываются).Между тем, оценка речи по единственному критерию может напрямую негативно сказаться на социальных шансах детей.

Однако рецепт того, как дать детям те же преимущества в использовании языка, которые с рождения доступны детям образованных и богатых родителей, вполне прост.

 

Язык и интеллект ребенка быстрее развиваются, когда родители много и часто разговаривают с ним, эмоционально откликаются на его запросы и уделяют время совместным занятиям: чтению книг, играм, походам в театры и музеи и пр. Но нередко свойственная низкоресурсным группам «немота» общения в семье — редкий обмен репликами, невнимание к вопросам ребенка, а также авторитарный стиль общения, мешают детям накапливать и активно пользоваться лексическим, синтаксическим и стилистическим богатством родного языка.

В результате плохое владение речью создает риски воспроизводства неблагополучия, когда дети повторяют судьбу малообразованных и бедных родителей. Об этом Кирилл Маслинский рассказал в главе «Язык и бедность», недавно вышедшей книги «Бедность и развитие ребенка» (Москва, 2015 год) под общей редакцией Даниила АлександроваВалерии Иванюшиной и Кирилла Маслинского. В главе также рассматривается вопрос о том, как развить речь ребенка и тем самым обеспечить ему лучшее будущее. Работа представляет собой обзор по материалам западных исследований.

Статус родителей — не «приговор», но значимый фактор

Прямую зависимость уровня владения языком у ребенка от социально-экономического статуса (СЭС) его родителей едва ли можно считать аксиомой — ситуации бывают разными. В конце концов, способности самого ребенка могут победить любой социально-экономический «фатум». Тем не менее, сложно отрицать, что ряд составляющих СЭС влияют на речевое развитие ребенка довольно сильно. Это уровень образования родителей, их доход, характер занятости и культурный капитал. От этих факторов зависит организация домашней среды, которая или помогает успешному обучению, или нет.

Кирилл Маслинский напоминает результаты исследования американских ученых Бетти Харт и Тодда Рисли, опубликовавших двадцать лет назад статью «Значимые различия в повседневном опыте американских детей раннего возраста» (Hart B., Risley T. R. Meaningful differences in the everyday experience of young American children. — Baltimore, MD: Paul H. Brookes Publishing, 1995). Они наблюдали разрыв в скорости роста активного словаря маленьких детей из бедных малообразованных семей и детей высокоресурсных родителей. Для проекта были отобраны 42 семьи их трех социальных слоев: те, которые живут на пособия, средний — рабочий класс и высокостатусные профессионалы. В семьях проводились включенные наблюдения.

Ученые выделили пять переменных, характеризующих категории значимого семейного опыта (significant family experience), которые получают дети в процессе общения с родителями. Среди них — богатство лексики (разнообразие слов, которые слышал ребенок), тон и стиль общения (процент «приказов»), «символический опыт» (процент называния имен, отношений, отсылок к прошлому) и отзывчивость родителей (процент реакций на реплики ребенка). Регрессионный анализ показал, что эти пять производных вместе объясняли 60% различий в результатах тестов для детей в трехлетнем возрасте. Между семьями, живущими на пособие, и семьями профессионалов проявился контраст: ребенок родителей с низким статусом получал в несколько раз меньше опыта в рамках каждой из пяти выделенных категорий, чем ребенок из обеспеченной семьи. Таким образом, это не просто переменные, различающие социальные классы, но аспекты стиля воспитания, существенно влияющие на развитие детей, заключили исследователи.

Важны количество слов и тон общения

Объем коммуникации с ребенком оказался ключевой переменной в работе Харт и Рисли. В семьях профессионалов время общения с ребенком было в среднем в 1,5 раза выше, а объем речи, обращенной к ребенку, в среднем вдвое больше, чем в семьях, живущих на пособие (рис. 1). По оценке авторов статьи, к трехлетнему возрасту дети из семей профессионалов услышали более 30 млн слов, дети рабочих — 20 млн слов, дети из семей, живущих на пособие, – 10 млн слов.

Рисунок 1. Среднее число слов, обращенных к ребенку родителями разных социальных групп

 

 

Источник: глава К. Маслинского «Язык и бедность» из книги  «Бедность и развитие ребенка».

Важен и такой момент, как степень авторитарности в общении с ребенком. Речь родителей всегда в той или иной степени насыщена императивами, однако у низкоресурсных матерей и отцов она более авторитарна: за счет уменьшения общего количества реплик возрастает доля директив среди них. Родители же, больше беседующие со своим ребенком, увеличивают объем коммуникации за счет недирективного общения.

Кирилл Маслинский обратил внимание на факторы, которые могут способствовать активному развитию речи ребенка. Один из них – игра. В ряде исследований показано, что матери из групп со средним статусом по сравнению с низкоресурсными матерями чаще использовали ситуацию игры в целях обучения языку: они называли или комментировали объекты, находящиеся в поле зрения ребенка.

Еще более эффективно стимулирует развитие речи чтение книг. Читая ребенку, мать говорит больше, ее речь лексически богаче и синтаксически сложнее. «Ситуация чтения ослабляет влияние социального статуса: показатели речи матерей с низким статусом приближаются к показателям матерей с более высоким статусом», – указывает Маслинский.

Также вклад в языковой багаж ребенка может вносить телевизионная речь. Это происходит благодаря познавательным передачам, в которых акцентируются новые слова и понятия, объясняется их смысл. В то же время, если просмотр телевизора вытесняет собой другие коммуникативные ситуации, он оказывается вредным для развития речи ребенка.

Нужно следить за фокусом внимания ребенка

Пути развития речи зависят от поведения матери с самого раннего возраста, когда ребенок только-только начинает осваивать первые слова. Для западной культуры более характерно, что мать следит за фокусом внимания ребенка. В ряде неевропейских культур преобладают ситуации, где внимание матери и ребенка сфокусировано на общем предмете. Так или иначе, частота, с которой дети вовлекаются в ситуации совместного внимания, может влиять на развитие речи. «Если мать следит за фокусом внимания ребенка, а не перенаправляет его внимание, быстрее растет его активный словарь», – пишет Маслинский.

Таким образом, стиль воспитания ребенка, методы общения с ним существенно влияют на его речевое развитие и успех в будущем. Характер общения в семье либо нивелирует негативные эффекты социально-экономического статуса родителей, либо «резонирует» с ним. В первом случае для ребенка возрастают возможности социального лифта, во втором - предопределяют воспроизводство бедности.

См. также:

Уровень развития территории влияет на успехи школьников
Родители нацеливают детей на успех в профессии
Антишкольные настроения зависят от ближайшего окружения
Интернет добавил языку экспрессии

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 18 сентября, 2015 г.