• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Университеты заменят рейтинговые агентства

На смену рейтинговым агентствам должны прийти отраслевые аналитические центры, созданные на базе университетов. Они смогут предоставить инвесторам доскональную информацию о состоянии отраслей и компаний, снизив тем самым инвестиционные риски, отметил профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Владимир Уланов.

В условиях санкций и снижения цен на нефть российская экономика погружается в рецессию. Дешевеющая нефть приводит к сокращению инвестиций не только в сырьевом секторе, но и во всей индустрии в целом, а западные санкции мешают компаниям привлекать иностранные технологии и занимать за рубежом.

В то же время бизнес особенно остро нуждается в инвестициях и кредитах. Связующим звеном между инвесторами и компаниями традиционно выступают рейтинговые агентства, которые предоставляют информацию об объекте с позиции риска, оказывая, таким образом, влияние на их выбор. Геополитические события последнего времени подтолкнули к продвижению отечественных рейтингов и даже разработке новых.

Инвесторам нужны специализированные рейтинги

В ситуации, когда риски зашкаливают, информации российских рейтинговых агентств для инвесторов оказывается недостаточно, утверждает профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Владимир Уланов в статье «Использование потенциала российских университетов для привлечения инвесторов».

В современных условиях могут быть востребованы специализированные рейтинги, базирующиеся на фундаментальной информации, считает он. Только так российский бизнес сможет продемонстрировать отечественным и зарубежным инвесторам весь свой реальный потенциал.

Инвестору требуется понятная ему информация. Например, инструментом инвестиционной привлекательности сырьевой компании является оценка ее запасов – фундамент сырьевой компании. В основе подхода отечественных рейтинговых агентств лежат геологические оценки, которые недостаточны для рыночных условий, так как инвесторы оценивают запасы по экономическим критериям как объект инвестиций.

Вузы привлекут деньги в Россию

Для повышения инвестиционной привлекательности российского бизнеса Уланов предлагает обратиться к отраслевым экспертам в отечественных университетах и создать на их базе новые рейтинговые агентства. «Использование потенциала отечественных университетов, накопивших большой опыт оценки результатов и перспектив по отраслям, – это тот самый ресурс, готовый к решению специфических проблем и демонстрации потенциала конкретной компании, который и лежит в основе рейтинга», – подчеркнул он.

Так, например, Московский государственный университет пищевых производств как крупнейший технический вуз в области техники и технологии пищевых производств мог бы занять соответствующую нишу на рынке составления специфических рейтингов. Российскому государственному университету нефти и газа ближе энергетическая сфера, а Национальному исследовательскому технологическому университету «МИСиС» – горно-металлургические компании и т.д.

Формирование на базе университетов аналитических отраслевых центров, а в перспективе, возможно, создание рейтинговых агентств, поможет не только бизнесу, но и самим университетам, пишет Уланов. Преподаватели, магистранты и аспиранты смогут повысить результативность научно-исследовательской работы, их разработки будут использоваться коммерческими предприятиями. Университеты смогут стать центрами аккумулирования и распространения новых знаний.

См. также:

Снижение рейтинга гонит капитал из страны
Государство выравнивает уровень инновационности регионов
Инвесторы выбирают регионы с развитой экономикой
Страны объединяются и противостоят диктату инвесторов

 

17 сентября, 2015 г.