• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мегаполисы конкурируют с пригородами

Российская урбанизация весьма причудлива: разные типы городов словно живут в разном историческом времени. Небольшие города, судя по облику домов и состоянию ЖКХ, по-прежнему ведут полусельский образ жизни и теряют население. Бурно развиваются и увеличивают «людность», в основном, мегаполисы. Но там активно идет процесс контрурбанизации: значительная доля горожан проводит все больше времени на дачах либо полностью переселяется в пригородные коттеджные поселки. О разнонаправленном развитии российских городов рассказали Алла Махрова и Павел Кириллов в статье, опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Демоскоп Weekly».

Население России концентрируется в мегаполисах — эта тенденция закрепилась еще с середины прошлого века. Сюда же устремляются и мигранты. При этом небольшие города (малые – с численностью населения менее 50 тысяч человек и средние – от 50 тысяч до 250 тысяч человек), хотя и преобладают по количеству, но испытывают депопуляцию. Она связана с естественной убылью населения и с отъездом жителей в поисках лучшей доли.

Более того, многие небольшие города почти не изменились с советских времен и все еще находятся в той стадии развития, которая не позволяет в полной мере называть их городами, отметили ведущий научный сотрудник кафедры экономической и социальной географии России МГУ им. Ломоносова Алла Махрова и старший научный сотрудник этой кафедры Павел Кириллов в статье «Российская урбанизация и жилье горожан», опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Демоскоп Weekly». Малоэтажная старообразная застройка, частные дома деревенского типа, недостаточная бытовая инфраструктура (нехватка канализации, горячей воды и пр.), ветшающее жилье – все это заставляет экспертов говорить о пробуксовке эволюции таких городов.

На фоне недоурбанизации небольших городов мегаполисы уже перескочили в ту стадию развития, когда их население в теплый сезон активно мигрирует на ближние и дальние дачи. Такая «контрурбанизация» – исход из городов – выражается в том, что наиболее богатые жители переселяются на загородные «виллы», но ездят в город на работу. Любопытно, что интенсивное дачное движение делает более высокими показатели обеспеченности жильем.

Среди городов преобладают не совсем города

Феномен «недоурбанизации» связан с большим числом городов, возникших в свое время в качестве «приложения» к заводам, и с обилием малых городов, которые по застройке и образу жизни людей представляют собой переходный тип поселений. Революция в ЖКХ, связанная с советскими централизованными системами инженерной инфраструктуры и с постсоветскими системами автономного обеспечения (свои котельные и пр.), в этих городах пока не завершилась.

С отоплением и холодной водой в разных российских городах ситуация вполне приличная (обеспеченность ими превышает 90%), и к этому же уровню приближается охват канализацией, но с ваннами и горячей водой все сложнее: обеспеченность ими – в районе 80%.

Если следовать терминологии статьи, то в целом больше трети российских городов представляют собой две категории центров: «недогорода» (70-90% жилья обеспечены канализацией) и «то ли села, то ли города» (охват канализацией – 50-70% жилья). Еще 20% центров – «полугорода»: канализацией обеспечены от 90 до 99% жилья. Доля же «истинных» городов – с тотальной канализацией – не достигает и 10%.

Таким образом, в России преобладают нетипичные города. При этом именно они в силу своей многочисленности «определяют визуальный ряд типичного российского города», подчеркивают авторы статьи. Против сложных бытовых условий жизни в таких городах люди «голосуют» ногами - уезжают.

Квартирный вопрос лучше решен в малых городах

Важный параметр урбанизации – степень решенности проблем с жильем. В Москве, во многом из-за миграции, уровень жилищной обеспеченности в 2000-е годы снижался. В итоге в 2010 году он упал до 18,7 кв.м/чел. против 21,6 кв.м/чел. в 2000 году. Для сравнения: аналогичная цифра по всем городам в целом - 22,9 кв.м/чел. (данные 2013 года).

В то же время в подавляющем большинстве российских городов новое строительство и депопуляция привели к увеличению обеспеченности жильем. Наибольший прирост этого показателя (49%) выявлен среди центров людностью менее 20 тысяч человек. Такие малые города испытали максимальные потери населения. Жилищная обеспеченность в этой категории городов составляет 25,1 кв.м/чел., и это абсолютный рекорд.

Лидерами по охвату жильем стали северные малые и средние города с убывающим населением (например, Билибино, Певек, Сусуман). Первенство другой группы городов (Грозный, Магас, города-спутники Москвы, курорты черноморского побережья) связано с бумом строительства. Причем в спутниках столицы и курортах лучшая обеспеченность жильем связана с таким феноменом, как появление второго сезонного, дачного жилья у наиболее состоятельных людей, а также с развитием сектора арендного жилья в городах-курортах (Руза, Звенигород, Плес, Анапа, Геленджик).

К аутсайдерам жилищной обеспеченности относятся старопромышленные центры, а также малые и средние города, например, Северного Кавказа (Шали, Урус-Мартан и пр.). В этой же группе – растущие нефтяные центры, в которых ввод нового жилья при увеличивающемся населении пока не дал явного прогресса в решении квартирного вопроса (Пыть-Ях, Нефтеюганск).

Отходничество сочетается с крепостной зависимостью от жилья

Население городов «пульсирует» за счет отходничества и сезонных перемещений на дачи. За пределами своего региона трудятся все больше людей. В советское время население ездило зарабатывать на строительных работах и работах в северных регионах. Современное отходничество охватывает самые разные сферы занятости. Оценки его численности сильно варьируются – от 2,3 млн человек (обследование Росстата по проблемам занятости, 2012 год) до 20 млн и выше (мнение ряда экспертов). Ясно, что такие цифры существенно меняют численность населения городов и уровень обеспеченности горожан жильем. При этом главные магниты для отходников – Москва и Московская область, а также Тюменская область и ее нефтегазовые округа.

Сейчас в России обладание собственным жильем играет роль новой крепостной зависимости. Отсутствие цивилизованного рынка арендного жилья и более чем двукратная разница в ценах на жилье в крупных и малых городах приводят к тому, что население формально остается прикреплено к месту регистрации, а фактически перемещается к месту работы, пояснили Махрова и Кириллов.

Дачи завышают уровень обеспеченности жильем

Нестыковки между статистикой и реальной обеспеченностью жильем вызывает и субурбанизация, массовый выезд на дачи весной-летом. Оценки численности сезонного населения сильно разнятся. Ряд экспертов заявляют, что дачами разных типов владеет до половины российских горожан. Обследования Росстата дают иную цифру: дачное жилье имеют 10% домохозяйств, то есть около 15 млн человек.

О сезонных перемещениях позволяет судить и сельскохозяйственная перепись 2006 года. По ее данным, общее число садово-дачных некоммерческих объединений составляет около 80 тысяч, в них почти 14 млн участков. Из них освоенные владения насчитывают около 80%. Если принять, что один участок – это, как минимум, три человека, то общая численность дачников в стране достигает 34 млн человек.

Пусть точное число дач в России неизвестно, данные Росстата позволяют оценить дополнительную площадь жилья, генерируемую садами и огородами. В расчете на одно домохозяйство она составляет 36,4 кв.м, возрастая с 29 кв.м в малых городах до 49,4 кв.м в «миллионниках», отметили Махрова и Кириллов. 

Жители столиц живут на два дома

Лидеры субурбанизации – Москва и Санкт-Петербург. В Московской области со вторым жильем и сезонными миграциями населения связано почти 3 млн владений. То есть летом Подмосковье заселено намного основательнее. В Петербурге дачами владеют около 2 млн жителей.

При этом «дачное движение» (не только летнее, но и зимнее) растет. Так, у москвичей почти 60% всех дач (новых и перестроенных) появились уже в условиях рыночной экономики, а около 30% дач – в последние 10 лет, выявил прошлогодний социологический опрос. Рост размеров дачных владений увеличивает обеспеченность москвичей жильем почти до 28 кв.м/чел., приближая ее к европейскому уровню. Автомобилей бум, развитие альтернативных форм занятости (удаленная работа, фриланс, гибкий рабочий график) и наличие зимних дач стимулируют жизнь на два дома, комментируют авторы статьи.

Две столицы перетекают в коттеджные поселки

Наряду с сезонной субурбанизацией, развивается и субурбанизации западного типа: переезд из города в пригород на постоянное место жительства. Тут особую роль играют коттеджные поселки, которые являют собой новые стандарты жилья наиболее богатых россиян (по масштабности они значительно уступают садовым объединениям).

Лидерами коттеджных субурбий стали Москва (в 2014 году, например, на продажу были выставлены 1500 таких поселков) и Санкт-Петербург, а с середины 2000-х – и города-миллионники, а также курортные зоны, прежде всего у Черного моря.

Таким образом, в России, с одной стороны, наблюдается незавершенная урбанизация – в небольших городах, сохраняющих полусельский облик. С другой стороны, на фоне бурного роста мегаполисов и притока в них мигрантов увеличивается и исход из таких городов.

Специфика постсоветской урбанизации во многом обусловлена особенностями жилищной сферы: недостаточной инфраструктурой ЖКХ в домах, низкой обеспеченностью жильем, массовым дачным движением и пульсациями населения, заключают Махрова и Кириллов.

См. также:

Полноценной жизнью живут не только столицы 
Жители комфортных городов склонны к оседлости
Россиян привлекают города-миллионники
Российские города отстают в развитии
Москвичи привязаны к своему району

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 17 сентября, 2015 г.