• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глобализация не спасает развивающиеся страны от неравенства

Процессы глобализации должны были способствовать снижению неравенства в мире. Но на деле ситуация выглядит иначе, разница в доходах населения в развивающихся экономиках, наоборот, растет. Чтобы это исправить, необходимо повысить уровень образования низкоквалифицированных рабочих, считает главный научный сотрудник Международной лаборатории анализа и выбора решений НИУ ВШЭ, лауреат Нобелевской премии по экономике 2007 года Эрик Маскин.

В последние двадцать лет мир пережил небывалый рост глобальных рынков. Торговые границы между странами становились все более открытыми. Сторонники глобализации прогнозировали большие выгоды для развивающихся экономик. И эти прогнозы во многом сбылись. Так, например, Китай и Индия получили серьезный рост ВВП на душу населения именно за счет роста глобальных рынков.

Однако не все так радужно. Ожидалось, что глобализация также сократит пропасть между «имущими» и «неимущими» в бедных странах, которая проявляется в большом неравенстве доходов, а точнее – оплаты труда. Но на самом деле это неравенство только увеличилось. И опять – Китай и Индия – яркие тому примеры, отмечает Эрик Маскинв своей статье «Почему глобальные рынки не снизили неравенство в развивающихся экономиках», опубликованной в «TheWorldBankEconomicReview».

Совместно с коллегой – экономистом, профессором Гарвардского Университета Майклом Кремером Эрик Маскин разработал альтернативную теорию, которая демонстрирует, почему увеличивается разница в доходах в бедных странах по мере роста глобализации. Причина, по мнению ученых, кроется в большом разрыве в уровне образования высококвалифицированных и низкоквалифицированных работников.

Теория сравнительных преимуществ не срабатывает

Согласно известной среди экономистов теории сравнительных преимуществ (TheTheoryofComparativeAdvantage), торговля между двумя странами приносит выгоды обеим странам, даже если одна из них обладает абсолютным преимуществом в производстве конкретных товаров. И эта теория, разработанная более двух столетий назад, как отметил Эрик Маскин, до недавнего времени подтверждалась на опыте всех предыдущих глобализаций.

Если в бедной стране больше низкоквалифицированной рабочей силы, то ей выгоднее, к примеру, выращивать и импортировать рис, чем производить компьютерное программное обеспечение, поскольку соответствующие специалисты в этой стране на вес золота.

Если бедная страна все-таки занимается производством компьютерного софта, то разница в зарплатах между программистами и сельскохозяйственными рабочими очень велика, а само производство софта по причине нехватки специалистов не эффективно.

Однако оба государства нуждаются и в рисе, и в программном обеспечении. Когда снимаются торговые барьеры, то бедная страна может сосредоточиться на производстве риса, что повышает спрос на низкоквалифицированных рабочих и, соответственно, снижает спрос на высококвалифицированных. Так в результате глобализации сокращается неравенство в бедных странах.

В современных условиях эта теория не срабатывает. Один из ее посылов заключается в том, что чем больше разница в уровне квалификации рабочей силы между двумя странами, тем больше эти страны будут торговать друг с другом. Но текущая глобализация, как замечает Эрик Маскин, привела к совсем небольшим масштабам торговли между богатейшими индустриализованными (например, США) и беднейшими (например, Малави) странами в мире. И что важно – прогнозируемое сокращение неравенства не произошло.

Образование снизит неравенство

Эрик Маскин совместно с Майклом Кремером разработали альтернативную теорию, которая демонстрирует, что на самом деле происходит в процессе глобализации с неравенством в доходах. В первую очередь, ученые отмечают, что текущая глобализация отличается от всех предыдущих интернационализацией производственного процесса. Например, компьютеры сейчас часто проектируются в США, программируются в Европе, а собираются в Китае. Китайский рабочий при этом может быть нанят компанией, находящейся на другом континенте. Рынок труда стал по-настоящему глобальным, констатирует Маскин.

Однако на этом новом глобальном рынке происходят специфические процессы. Чтобы их продемонстрировать, Маскин выделяет четыре уровня квалификации специалистов – А и B для богатых стран, С и D – для бедных.

В модели Кремера – Маскина уровень зарплат зависит от того, как специалисты разной квалификации кооперируются друг с другом, чтобы получать производственный результат. Процесс производства при этом предполагает две задачи: управленческую и исполнительскую. Эффект достигается в результате кооперации менеджера с подчиненным, а качество зависит от уровня квалификации этих специалистов. Удачная кооперация, соответственно, способствует большей производительности и влияет на уровень зарплат специалистов.

Речь в данном случае идет о периоде до глобализации, когда специалисты А кооперируются со специалистами B в богатых странах и, соответственно, специалисты С кооперируются со специалистами D в бедных странах.

После глобализации происходит следующее: специалистам D из бедных стран не хватает уровня квалификации, чтобы кооперироваться со специалистами А и B из богатых стран. И если у работников уровня С из бедных стран зарплата растет благодаря кооперации с сотрудниками B из богатых, то работники D роста не ощущают, либо их зарплаты вовсе падают. Итоговый эффект таков, что интернационализация производства будет способствовать увеличению разрыва в оплате труда между двумя категориями специалистов в бедных странах и, соответственно, повышению уровня неравенства.

Решение проблемы, по мнению Эрика Маскина, заключается в повышении уровня образования низкоквалифицированных рабочих. Однако сами работники, как отмечает ученый, не имеют на это средств, а компаниям не выгодно оплачивать их обучение. В такой ситуации значительную роль могут сыграть правительства, международные агентства, НКО и частные фонды, считает Маскин. Ученый отмечает, что разработанная теория ни в коем случае не призывает к остановке процесса глобализации, который принес и приносит свои плоды в виде роста ВВП стран. Но что касается неравенства, то наиболее эффективное средство борьбы с ним, по мнению ученого, дать низкоквалифицированным рабочим возможность также воспользоваться плодами глобализации.

«М.Кремером и Э.Маскиным предложена удивительно красивая модель, альтернативная рикардианской теории сравнительных преимуществ. Она позволяет объяснить, почему глобализация привела к неравенству в доходах. Фуад Алескеров, ординарный профессор, заведующий Международной лабораторией анализа и выбора решений, руководитель департамента математики НИУ ВШЭ. – И как всякая мощная теория, я уверен, она приведет к всплеску эмпирических работ в этой области». Он рекомендует прочесть этот короткий текст студентам-бакалаврам 1 курса. «В ней блестяще объясняется, как математические модели могут описать фундаментальные процессы экономики», – пояснил Фуад Алескеров.

См. также:

Спрос на «белых воротничков» преобразил рынок труда
Ненадежная занятость трансформирует общество
Рабочий класс больше других подвержен бедности
Высшее образование вдвое снижает риск бедности
Социальное расслоение воспроизводится в образовании

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 16 сентября, 2015 г.