• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Развитию инноваций помогают имитации

Для развития современной, высокотехнологичной, инновационной экономики совсем не обязательно создавать эксклюзивные продукты, бизнес-модели и технологические решения. Достаточно лишь по-новому использовать уже существующие в мире знания и изобретения, считают ученые кафедры маркетинга факультета менеджмента НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде – профессор Михаил Шушкин и доцент Сергей Александровский.

Выведение экономики на инновационную траекторию развития является безальтернативным требованием современного этапа рыночных преобразований. Без преодоления технологического отставания и развития собственного инновационного потенциала отечественных компаний нельзя надеяться на новый виток экономического роста.

Пути инновационного развития в России обсуждаются давно, однако ситуация не сдвигается с мертвой точки. Возможно, это происходит потому, что планка поднята слишком высоко. Под инновациями часто подразумеваются абсолютно новые научные и технологические решения, хотя в мире большинство инноваций являются лишь созданными комбинациями уже существующих знаний, утверждают Михаил Шушкин и Сергей Александровский в статье «Модель реализации стратегий имитации компаниями».

«В российском обществе термин «имитация» употребляется, как правило, в негативном контексте. В то же время стратегия, основанная на имитации, может быть даже более ценной для роста компании, чем стратегия, основанная на инновации», - подчеркивают экономисты.

Имитация позволяет компаниям, позднее пришедшим на рынок или не обладающим ресурсами для собственных исследований и разработок, развиваться и участвовать в конкурентной борьбе. Компании начинают с имитации, чтобы учиться у инноваторов и лидеров рынка, и со временем развивают собственные инновационные технологии и продукты.

Так, компания BMW не изобрела автомобиль, но стала одним из лидеров авторынка, благодаря улучшениям в производстве автомобилей. Компания IBM не изобрела персональный компьютер, но смогла вывести персональный компьютер на массовый рынок и занять лидирующую позицию. Компания LEGO несколько раз подавала в суд на конкурентов, копирующих ее продукт, но сама позаимствовала идею своего продукта у другой компании.

Хорошие оригиналы не остаются без копий

Александровский и Шушкин выделяют три типа стратегий имитаций, которые могут успешно использоваться и в российской практике:

  • копирование продуктов целиком;
  • копирование отдельных технических параметров, дизайна и элементов бренда, заимствование инновационных решений (технологий, патентов, знаний, бизнес-процессов, принципов управления и бизнес-моделей);
  • творческая имитация, когда компания вносит изменения в оригинальную инновацию или находит новое применение, в результате чего создает новый продукт, процесс, технологию.

Практика имитации продуктов широко распространена в Китае, прежде всего, в электронике и автомобилестроении. Например, автопроизводитель Chery скопировал дизайн и конструкцию Daewoo Matiz; Shuanghuan Automobile выпустила на рынок автомобиль Bubble’ом, являющийся клоном Smart ForTwo; Great Wall был замечен в копировании таких известных марок, как Fiat Panda, BMW X5, Scion XB.

Успешными примерами более сложного, межотраслевого заимствования технологий авторы исследования называют систему iDrive в автомобилях BMW, заимствованную из игровой индустрии, а также ударопоглощающие материалы в продуктах Nike, заимствованные из гонок Формула-1.

Новые идеи берутся из старых разработок

Компании, использующие стратегию творческой имитации, занимают выжидательную позицию до тех пор, пока на рынке не появится инновационный продукт, который имеет ряд недостатков, но обладает высоким потенциалом. В течение короткого периода времени компании, использующие творческую имитацию, предлагают свои версии нового продукта, которые способны лучше удовлетворить потребителя, более желанны и обеспечены платежеспособным спросом. Их инновации, на первый взгляд, сложно назвать заимствованиями. И ценятся они гораздо выше простых копий.

«Хотя инновация вносит больший вклад в создание устойчивого конкурентного преимущества, чем творческая имитация, исследования показывают, что большинство инноваций относятся к творческой имитации», - подчеркивают авторы статьи. Так, IBM, P&G и Seiko были обязаны своим лидирующем положением на рынке именно стратегии творческой имитации.

Александровский и Шушкин убеждены, что реализация стратегии имитации для отечественных компаний уже в ближайшее время позволит достичь эффекта импортозамещения в ряде отраслей российский экономики. Благодаря различным стратегиям заимствования можно сократить сроки создания и вывода новых продуктов на рынок, а в долгосрочной перспективе – преодолеть технологическое отставание отечественных компаний и сформировать на этой основе конкурентные преимущества, как на внутреннем, так и на внешних рынках.

См. также:

Коррупция мешает внедрению инноваций
Российская экономика не нуждается в инновациях
Кадровый и финансовый голод мешает внедрению инноваций
Инновациями в России заведует государство

 

15 сентября, 2015 г.