• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дети мигрантов забывают родину и язык

Дети трудовых мигрантов из Центральной Азии не хотят сохранять свою этническую самоидентификацию: говорить на родном языке, придерживаться своих культурных традиций. Они пытаются дистанцироваться от своих соплеменников и стать полностью местными. Этому способствует как российская школа, так и сами родители, выяснила в ходе исследования старший преподаватель департамента социологии Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук НИУ ВШЭ Раиса Акифьева.

Долгое время считалось, что наилучшая стратегия для мигранта в другой стране – ассимиляция. Отличительные культурные черты мигрантов предопределяют их неблагоприятное положение в принимающем обществе. Поэтому они должны избавиться от своих культурных особенностей, ценностей, убеждений, религии, этнической идентичности, родного языка и стать неотличимой частью большинства.

В то же время международная практика показала – не обязательно отказываться от своей национальной принадлежности в пользу принимающего сообщества, чтобы чувствовать себя комфортно. Достаточно уважать его культуру, знать язык и не нарушать законы новой страны проживания. Этнические ориентации и ориентации на культуру принимающего сообщества могут быть независимыми.

Иными словами, прибывшие мигранты имеют право выбора: могут полностью или частично ассимилироваться или же стать бикультурными.

Как происходит этот выбор у приезжих в Россию из стран СНГ, решила выяснить Раиса Акифьева. Она провела глубинные интервью с семьями трудовых мигрантов из Центральной Азии, проживающими в Санкт-Петербурге и посещающими волонтерские курсы русского языка (13 человек с детьми школьного возраста из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии), и попыталась понять, как ассимилируются дети и родители, что оказывает на детей большее влияние: внешний мир или семейное окружение, какова роль ребенка в процессе принятия решений, связанных с миграцией.

Результаты исследования опубликованы в статье «Дети и родители в контексте миграции: не/согласованные траектории» в журнале «Этнографическое обозрение».

Дети хотят быть русскими

Первое поколение мигрантов ассимилироваться не спешит, выяснила Акифьева. Занятые с утра до ночи работой, люди в кругу близких говорят на родном языке и придерживаются своих культурных обычаев, убеждений и ценностей. Их цель – адаптироваться к новым условиям жизни, но не ассимилироваться. Старшее поколение мигрантов приезжает на заработки, и может с легкостью поменять место дислокации, если условия работы где-то окажутся лучше. Поэтому становится русскими им ни к чему.

Однако их дети, которые посещают или посещали российскую школу, в отличие от своих родителей, пытаются дистанцироваться от сообщества родителей, отказываются от идентификации с ним и не хотят говорить на родном языке. «Тогда как мигранты первого поколения скорее склонны отождествлять себя с мигрантами, независимо от того, из каких стран они приехали, чем с местными жителями, дети могут, напротив, отказываться от этнической идентификаций с сообществом родителей, а также отказываться взаимодействовать с его представителями», – подчеркнула автор исследования.

Бикультурное воспитание не приживается

Отказу от этнической самоидентификации детей способствуют и сами родители, и окружающая среда. Родители ориентируют детей на местное окружение и всячески поощряют использование русского языка и общение со сверстниками, а продолжительное нахождение в школе после занятий приводит к забыванию родного языка и полной ассимиляции в обществе.

Российская школа, в свою очередь, совсем не практикует бикультурное воспитание и не нацелена на поддержание этнических практик и формирование билингвизма.

Родители поощряют формирование культурных ориентаций на принимающие сообщества, но не с целью аккультурации или ассимиляции, а с целью приобретения важных навыков, которые могут пригодиться им в будущем, не зависимо от того, в какой стране они будут жить и работать, отметила Акифьева. Однако дети все понимают иначе. В итоге они дистанцируются от своих соплеменников и забывают родной язык.

См. также:

Гражданская идентичность влияет на отношение к мигрантам
Мультикультурность способствует развитию российского общества
Геополитические завоевания не спасут национальную гордость
Принимающая страна влияет на ценности мигрантов
Сегрегация ведет к снижению доверия в обществе
Киргизские мигранты не хотят жить в России постоянно

 

10 сентября, 2015 г.