• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эффективность бизнеса зависит от менеджеров среднего звена

Повышение эффективности компании во многом связано с инициативностью менеджеров среднего звена. Они должны быть не просто руководителями отделов, а лидерами проектов и команд, иметь стратегическое видение развития бизнеса и возможность вмешиваться в вопросы управления, выяснила в ходе исследования доцент Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ Елена Кудрявцева.

Принято считать, что менеджеры среднего звена – функциональные сотрудники, а не инициативные управленцы, оказывающие влияние на развитие компании и инициирующие стратегические изменения в ней. Однако это не так.

В последние годы роль этих работников во всем мире стала меняться. Исполнительская работа стала перекладываться на рядовых сотрудников или автоматизироваться. От руководителей подразделений потребовалось умение создавать собственный инструментарий управления, реагировать на сложные вызовы внутри компании, развивать инициативность и ликвидировать «структурные провалы» в организациях, возникающие на пересечении формальных структур, субкультур и профессиональных функций.

Часть менеджеров оказалась готова к новой роли, повышающей свою ответственность в компании, другие стали оказывать сопротивление и препятствовать организационным нововведениям. Все вместе они попали в поле зрение зарубежных исследователей, которые сделали вывод об общем тренде децентрализации стратегической инициативы в бизнесе и о ведущей роли менеджеров среднего звена в формировании организационной эффективности компаний.

Елена Кудрявцева решила проанализировать изменение роли менеджеров среднего звена в управлении российскими компаниями.

В основу ее исследования легла динамическая модель стратегического влияния менеджеров среднего звена в организации, позволяющая оценить инициативность менеджеров любого управленческого уровня. Результаты исследования представлены в статье «Влияние менеджеров среднего звена на стратегию компании: динамический подход», опубликованной в журнале «Управленческое консультирование».

Менеджер как трансформатор

Влияние руководителей среднего звена, как и менеджмента иных управленческих уровней, на развитие организационной стратегии нарастает, делает вывод Кудрявцева. Руководители подразделений становятся не только «узлом» управленческой сети, но и инициаторами стратегических нововведений, лидерами проектов и команд.

Особенно ценными оказываются те сотрудники, которые способны повлиять на реализацию и трансформацию организационной стратегии компании, те, кто сами придумывают конкретные управленческие инициативы и реализуют их.

«Эти менеджеры являются стратегическими сотрудниками организации, зоной ее потенциала, и именно они оказываются объектами особого внимания служб управления персоналом. Потеря этих сотрудников выступает как один из ключевых рисков организации», - утверждает Кудрявцева.

При этом часто существенным препятствием к повышению эффективности компании становятся ограничения формального авторитета менеджера, дефицит ресурсов его влияния. Жесткая организационная структура фирмы может не позволить руководителям подразделений увидеть себя участниками серьезных перемен.

Стратегическая роль менеджеров среднего звена часто недооценивается, топ-менеджмент не оказывает необходимой поддержки их инициативам, отметила Кудрявцева. Руководители подразделений все чаще вынуждены биться за внимание к своим идеям со стороны топ-менеджмента и используют для этого все более сложные коммуникативные и когнитивные средства. Это обостряет, в том числе, и этические проблемы взаимодействия и принятия решении, подчеркнула автор статьи.

См. также:

Кризис провоцирует смену гендиректоров
Предприниматели не готовы передать бизнес наследникам
Индустрия адаптировалась к финансовым шокам
Ведущие компании ищут талантливую молодежь
Развитие предпринимательства не способствует росту экономики

 

9 сентября, 2015 г.