• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальные контракты не решат проблему бедности

Поддержка мелкого бизнеса, социальные услуги, помощь людям в трудоустройстве – все эти опции социального контракта помогают части бедных семей повысить доходы. Помощь в рамках соцконтракта является более эффективной, чем привычная выдача пособий малоимущим, поскольку деятельная поддержка стимулирует экономическую активность граждан, отметили в исследовании сотрудники Центра анализа доходов и уровня жизни (ЦАДУЖ) НИУ ВШЭ.

Социальный контракт – это договор о взаимных обязательствах между малоимущим гражданином и органом соцзащиты населения о предоставлении ему (его семье) государственной соцпомощи в виде денежных выплат, соцуслуг или жизненно необходимых товаров (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты).

Цель социальных контрактов, программа которых была утверждена в конце 2012 года, но которые на местах практиковались уже с начала 2000-х годов, – помочь бедным семьям выйти на самообеспечение, обнаружить собственные резервы улучшения ситуации. Это может быть, например, выход кого-то из домочадцев на работу, открытие своего бизнеса, наконец, повышение отдачи от личного подсобного хозяйства (ЛПХ).

Даже если по окончании контракта людям не удается выбраться из бедности, усилия в этом направлении придают им уверенность в завтрашнем дне. Использование разных форм соцпомощи позволяет улучшить положение многим малоимущим домохозяйствам. Старшие научные сотрудники ЦАДУЖ Лидия Прокофьева и Ирина Корчагина и младшие научные сотрудники этого центра Анна Миронова и Екатерина Тарновская в исследовании «Социальный контракт как механизм преодоления бедности в России» проанализировали итоги и перспективы внедрения социального контракта на местах. Результаты исследования опубликованы в статье в «Журнале исследований социальной политики», № 1 за 2015 год.

Статья опирается на данные о работе программы в 2013 году, собранные регионами в рамках статистического учета по специальной «форме №1-соцконтракт» Минтруда. Анализ аудитории программы основан на результатах обследования «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения» – RLMS-HSE 2013.

Работа вместо пособия

Пропуском в систему соцконтракта был статус малоимущего. В большинстве регионов, работавших по этой системе еще до принятия закона 2012 года (их было всего 36), программа охватывала все типы малообеспеченных семей, но в десяти из этих регионов активную социальную поддержку могли получить лишь семьи с детьми, а в пяти – лишь многодетные семьи.

Дело в том, что чаще всего доходы ниже прожиточного минимума имеют семьи с детьми. Уровень их бедности более чем вдвое превышает бедность домохозяйств без детей: 23% против 9,2% (расчет по данным RLMS-HSE 2013). Таким семьям можно помочь так: устроить детей в детский сад, а матери найти работу (хотя бы с частичной занятостью). Помочь трудоустроиться можно и взрослым детям, которые закончили вуз, но живут на иждивении родителей. Таким образом, главный адресат новой меры – семьи, в состав которых входят незанятые трудоспособные люди.

Часть регионов выбрала преимущественное участие сельских семей в программе, поэтому среди получателей помощи лидируют селяне: 57,5%.

Лидируют единовременные выплаты

За 2013 год только 36 регионов собрали информацию о действии соцконтрактов. «В целом менее 2% получателей государственной социальной помощи (ГСП) вошли в новую программу, а среди малообеспеченных – только 3%», – отметили авторы статьи. Лишь в четырех регионах более половины адресатов ГСП с доходом ниже прожиточного минимума вошли в программу соцконтрактов, а почти в трети регионов эта доля не превысила и процента.

Более 60% соцконтрактов, заключенных в 2013 году, приходятся на Тюменскую область (28,1%), Ханты-Мансийский АО (19,7%) и Нижегородскую область (12,7%). Такой охват понятен: в этих регионах программа действует с середины 2000-х годов. То есть «экспансия» программы зависит от опыта работы по новой системе. Среди получателей активной социальной поддержки 85% составляют семьи с детьми до 16 лет, в том числе 43% – многодетные семьи.

Социальный контракт предполагает ежемесячные или единовременные денежные пособия на развитие ЛПХ или мелкого бизнеса, натуральную помощь или социальные услуги. В 2013 году все три вида помощи оказывали шесть регионов: Архангельская, Астраханская, Белгородская, Ростовская, Нижегородская области и Татарстан, Бурятия предлагала только натуральную помощь.

Около 40% регионов, работающих по системе соцконтракта, оказывают помощь и деньгами, и в натуральной форме, пишут исследователи. Только денежная форма характерна для 58% регионов. Распространенный ее вариант – единовременная целевая выплата, в среднем по регионам это 30 тысяч рублей. Рекордные суммы поддержки – свыше 100 тысяч рублей – отмечены в Тверской области, Якутии и Ямало-Ненецком АО. Но в 13 регионах выплаты не достигали и 10 тысяч рублей, что не позволяет семьям выйти на самообеспечение.

Многие регионы лимитируют длительность помощи.

Поддержка бизнеса и занятости встречаются редко

Помощь в поисках занятости и в переподготовке преобладает только в трех регионах: Тульской и Мурманской областях и ЯНАО. В них с этим направлением адаптации связана более чем половина всех действий по соцконтракту. В других областях эта доля значительно скромнее. В Брянской, Тверской областях, Алтайском крае в социальных контрактах такие опции и вовсе не предусмотрены – акцент сделан на помощи крестьянскому хозяйству.

Поддержка индивидуального предпринимательства – и вовсе редкость для соцконтрактов. Лишь в Коми и Ямало-Ненецком АО такая деятельность составляет 25% и 35,6% в помощи самообеспечению.

В целом же большинство действий по новой программе не связаны напрямую с выходом на самообеспечение, пишут эксперты ЦАДУЖ. Более чем в половине предпринятых действий указано предоставление социальных услуг, которые поддерживают семью в трудный жизненный период или социально адаптируют неблагополучные семьи. Это бытовые услуги, организация питания, досуга, социально-медицинские услуги. Еще 18% действий по программе – это помощь в ремонте хозпостроек, лечение и пр.

Самообеспечение достигается с трудом

КПД мер социальной адаптации оценивается долей трудоспособных людей, получивших работу, долей семей, у которых выросли доходы или отдача от ЛПХ. В целом по регионам отмечен невысокий уровень выхода семей на самообеспечение: 15% незанятых членов семьи были трудоустроены и у 9% вырос доход от труда, пишут исследователи. Наиболее успешны здесь Ивановская и Тульская области, Камчатский край, Республика Коми и ЯНАО. В них доля трудоустроившихся или увеличивших доход – почти треть. Это отчасти объясняется ограниченным числом контрактов и, следовательно, большими возможностями оказания помощи.

Отдача от ЛПХ выросла у 35% семей, в социальную адаптацию которых вошла поддержка хозяйства. Лучшие показатели (более половины семей, увеличивших «дивиденды» от ЛПХ) характерны для Тамбовской, Оренбургской, Томской, Архангельской и Ярославской областей, Алтайского края и Карелии. Это отчасти связано с политикой поддержки селян.

Для семей с трудовым потенциалом система соцконтракта эффективнее, чем выплата пособия. Активизация внутренних резервов социальной адаптации семей имеет более длительное действие, пишут Прокофьева, Корчагина, Миронова и Тарновская. Зарубежный опыт показал, что даже тогда, когда семье не удается «с первого контракта» выйти из бедности, усилия в этом плане все равно уменьшают ее социальную зависимость.

Рецепты помощи семьям

Впрочем, выход из бедности зависит не только от усилий, но и от объективной ситуации.

У домохозяйств, имеющих разную связь с рынком труда, возможности отличаются. Так, бедность пожилых людей связана с низким уровнем пенсий. Если члены семьи работают или учатся, то их бедность кроется в низкой оплате труда или в большом числе иждивенцев. Профиль бедных домохозяйств показывает, что более половины из них – семьи с работающими взрослыми, зарплата которых едва позволяет сводить концы с концами. В этом случае малообеспеченность связана с диспропорциями в оплате труда. Таким людям нужна помощь в переподготовке, чтобы они смогли найти работу подоходнее.

Доля домохозяйств с незанятыми трудоспособными среди всех бедных составляет 24%. Помощь им, по мнению экспертов, должна подразумевать сочетание пособий со стимулированием экономической активности.

Среди неработающих людей много молодежи до 30 лет – тех, кто после окончания школы или института не спешат выходить на работу и живут на средства родителей. Им можно было бы помочь в трудоустройстве.

Вместе с тем, у части семей с неработающими взрослыми есть внутренние барьеры для выхода на рынок труда. Дети, пожилые люди, инвалиды требуют внимания, что сдерживает экономическую активность заботящихся о них домочадцев. В этом случае, с учетом неразвитости в стране услуг по уходу за детьми и престарелыми, отказ от выхода на рынок труда – вынужденный. Для людей, ухаживающих за близкими, нужно создавать рабочие места с гибким графиком занятости.

Таким образом, соцконтракты не могут решить все проблемы бедности в отсутствие других мер. В то же время, у этой программы явно есть своя целевая аудитория, которая получает шанс улучшить свое положение.

См. также:

Специалисты по социальной работе стремятся стандартизировать свои чувства
Крупным домохозяйствам проще выйти из бедности 
Воспользоваться материнским капиталом бывает непросто
Плохое здоровье не мешает пожилым россиянам долго работать

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 8 сентября, 2015 г.