• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Двойные дипломы нередко вызывают сомнения

Международные программы двойных дипломов, казалось бы, – бесспорное благо. Молодежи они обеспечивают больше компетенций и карьерных возможностей, а вузам помогают обновлять учебные планы, развивать академический обмен и повышать международную репутацию. Тем не менее, к двойным дипломам в обществе остается немало вопросов, и первый из них — качество такого образования, рассказала лектор Института образовательных исследований провинции Онтарио (Канада) Джейн Найт в журнале НИУ ВШЭ «Международное высшее образование».

За последние пять лет резко возросло количество международных программ двойных или нескольких дипломов, особенно по таким жизненно важным специальностям как медицина, право, инженерное дело, педагогика и бизнес, отметили эксперты Международной ассоциации университетов (International Association of Universities – IAU) в докладе об интернационализации высшего образования за 2014 год. Однако вопрос количества здесь не главный. Важно понять смысл этого направления интернационализации вузов.

Благие цели, многообещающее название и размытость сути – так можно охарактеризовать сегодня программы двойных дипломов, считают некоторые эксперты. В их числе и Джейн Найт, которая отмечает отсутствие единого понимания этого сюжета в образовательном сообществе. Такая ситуация понятна: разных форм международного партнерства вузов довольно много.

В итоге возникает терминологическая путаница. Вот один из примеров. Обычно программы двойных дипломов предполагают академическую мобильность, но есть форматы, при которых студенты, хотя и учатся по двум программам – своей и иностранной – и получают двойной диплом, но всю учебу проходят в родном вузе. Дело в том, что отправка преподавателей за рубеж намного дешевле отправки студентов, и, кроме того, происходит бум онлайн-преподавания. Однако возникают сомнения в том, что такой формат полностью соответствует программам двойных дипломов.

Специалистам пора определиться с элементарными вопросами: что представляют собой программы двойных дипломов и в чем их отличие от других программ, придающих компетенциям молодежи международное измерение? Четких ответов на эти вопросы нет, и легитимность двойных дипломов вызывает сомнения, считает исследователь.

Статья Найт с красноречивым названием «Ведут ли совместные образовательные программы и программы двойных дипломов к обесцениванию образования?» опубликована в свежем номере «Международного высшего образования» (лето 2015 года).

Университетам непросто «притираться» друг к другу

Джейн Найт четко классифицирует разные форматы интернациональных межвузовских проектов. Так, программа двойных дипломов разрабатывается и реализуется при участии двух или более вузов разных стран. Причем по результатам обучения выпускникам присваивается квалификация каждого из университетов, который участвует в программе.

Это явление не стоит путать, во-первых, с совместной образовательной программой, а во-вторых, с программой совместного научного руководства (co-tutelle, буквально – «совместное опекунство»). По завершении совместной образовательной программы студент получает единый общий диплом, выданный двумя вузами-партнерами. В формате же co-tutelle предполагается участие нескольких вузов, но в итоге студент получает только диплом того университета, в который он непосредственно зачислен.

В целом программы двойных дипломов приносят значимые выгоды как студентам (для карьеры двойные компетенции – несомненный бонус), так и самим университетам. Вузы повышают свои позиции в рейтингах, получают доступ к новому экспертному потенциалу, улучшают статистику выпуска. Вместе с тем, такие программы подразумевают немало нюансов, ведь гармонизировать жизнедеятельность разных вузов оказывается непросто.

Различия законодательства, систем контроля качества образования, процедур аккредитации, методов преподавания, подходов к оплате обучения, экзаменационных требований – вот лишь некоторые фундаментальные вопросы, которые должны решить университеты, планирующие открыть программы двойных дипломов. «Сверка часов» между вузами в этих вопросах может идти напряженно, но это не единственная проблема.

Двойной диплом может не подразумевать «удвоенное» образование

К программам двойных дипломов существует немало претензий. Часть касаются добросовестности провайдеров программ: с появлением новых проектов двойных дипломов увеличивается и количество игроков на образовательном поле. Среди них есть и не совсем честные.

Отсюда проистекает и другая претензия: неопределенность в обеспечении качества присваиваемых квалификаций. Наконец, существуют и этические вопросы, касающиеся объема учебной нагрузки и требований к получению двойного диплома. Некоторые эксперты считают, что программы двойных дипломов «ведут к двойному учету учебной нагрузки, ставя, таким образом, под сомнение качество выдаваемых дипломов», подчеркнула Найт.

Топ-5 вопросов к двойным дипломам

Джейн Найт предложила следующие сюжеты для размышления:

  • какой должна быть аккредитация программ двойных дипломов – национальной, региональной или международной;
  • может ли одна диссертация удовлетворять требованиям двух различных магистерских программ с глубоким исследовательским компонентом;
  • не приведет ли к стандартизации учебных планов распространение совместных международных образовательных программ;
  • окажется ли качество таких программ под угрозой в результате стремления вузов повысить свой статус;
  • жизнеспособны ли такие программы при отсутствии дополнительного финансирования.

Ответы на эти вопросы повысят доверие к двойным дипломам, считает исследователь. Пока же репутация двойных дипломов нередко оказывается нелестной.

См. также:

Общению нужно учиться
Вузам необходима международная интеграция
Стажировки должны стать доступнее
Онлайн-курсы усиливают эффект глобализации
Мобильность студентов возрастет
Вузы приходят в упадок из-за сопротивления переменам

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 7 сентября, 2015 г.