• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Предубеждения мешают успешной сдаче экзаменов

Сложные задания тестов и несовершенные учебные программы препятствуют успешной сдаче экзаменов – основных (ОГЭ) и единых (ЕГЭ). Такая точка зрения у родителей московских школьников формируется задолго до экзаменов и, возможно, воспроизводит распространенные штампы. Это подтвердил опрос семей уже после сдачи детьми ОГЭ: постфактум аттестация не выглядит как непреодолимое препятствие, выяснили в ходе исследования Алина Пишняк и Наталья Халина.

После сдачи экзаменов отношение к ним со стороны семей учащихся меняется, особенно к Основному госэкзамену (ОГЭ, ранее – ГИА, государственная итоговая аттестация). Шансы успешно пройти испытания уже не оцениваются низко, как до аттестации. ОГЭ можно сдать и без дополнительных внеклассных занятий, говорят родители после того, как ребенок перешел в десятый класс. О «проблемном поле» вокруг экзаменов рассказали доцент кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ, замдиректора Института гуманитарного развития мегаполиса (ИГРМ) Алина Пишняк и научный сотрудник этого института Наталья Халина в докладе «Представления родителей московских школьников о барьерах успешной сдачи ГИА и ЕГЭ».

Основу исследования составил опрос родителей учеников 1-11 классов столичных школ, проведенный ИГРМ в 2014 году. На вопросы ответили 1516 родителей школьников.

Многие названные семьями препятствия на пути успешной сдачи экзаменов можно связать с предубеждениями. Так, по мнению части родителей, одной из проблем школьного образования оказывается плохая подготовка детей к госэкзаменам. При этом такая точка зрения характерна не только для родителей старшеклассников, но и для родителей учеников младшего возраста. Таким образом, негативная установка формируется задолго до сдачи ОГЭ и ЕГЭ и, вполне возможно, «является лишь отражением общественного мнения и только отчасти опирается на реальные факты», пишут Алина Пишняк и Наталья Халина.

От ОГЭ ждут более высоких результатов

Эквивалент успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ, по мнению респондентов, находится в интервале 70-77 баллов, в зависимости от предмета. Так, по математике средняя оценка удачного результата ОГЭ составляет, по словам опрошенных, 71,3 балла, а ЕГЭ – 74 балла. По русскому языку эти показатели достигают 73,2 балла и 76,5 баллов соответственно (похожая картина наблюдается и с другими предметами).

Эти оценки успешной сдачи экзаменов оказались намного выше фактических результатов, комментируют исследователи. В 2013 году средний балл за ЕГЭ по русскому языку составил 64,5, что ниже показателя, названного родителями, на 12 баллов. По математике аналогичный разрыв оказался вдвое больше – 24 балла (средние 49,3 балла по ЕГЭ против желаемых 74 баллов).

Притом родителей, ожидающих от детей более высоких баллов по основным экзаменам, существенно больше, чем семей, надеющихся на высокие результаты по единым экзаменам. Согласно данным опроса, «более 40% родителей ожидают, что их дети получат высокие баллы по математике по результатам ОГЭ, и только 10% называют высокие баллы целевыми для ЕГЭ». В то же время 7% респондентов считают, что их детям достаточно набрать необходимый минимум баллов по ОГЭ (то есть только бы экзамен был зачтен), а в отношении ЕГЭ такой настрой характерен для 39% родителей. Похожие результаты дает и обсуждение экзаменов по другим предметам: не менее 40% родителей ждут от детей высоких оценок по ОГЭ и только 10-14% - по ЕГЭ (10% – по русскому языку, 14% – по иностранному языку, 12% – по предмету по выбору).

В этих цифрах учтены ответы родителей выпускников и учеников начальной и средней школы, подчеркнули эксперты. Поэтому полученные данные надо рассматривать не только как субъективные оценки потенциала детей, но и как один из элементов восприятия семьями проблем сдачи ОГЭ и ЕГЭ в целом.

Виноваты тесты

И для ОГЭ, и для ЕГЭ основным барьером успешной сдачи респонденты считают слишком сложные и запутанные задания (57% и 65%). Еще одно важное препятствие для прохождения основных и единых экзаменов родители видят в плохих школьных программах (31% и 36%). И третья общая для двух видов экзаменов проблема – дефицит времени для подготовки (18% и 21%).

Оценки остальных барьеров в случае с ОГЭ и ЕГЭ различаются. Так, психологические особенности ребенка и плохие, с точки зрения родителей, педагоги упоминаются как препятствие к успешной сдаче ОГЭ существенно чаще, чем к сдаче ЕГЭ (32% и 15% против 16% и 10%). Однако о недостатке способностей у ребенка и нехватке средств для подготовки к аттестации опрошенные, напротив, значительно чаще говорят в контексте единых экзаменов (32% для ЕГЭ и 19% для ОГЭ по первой из этих проблем и 19% для ЕГЭ и 10% для ОГЭ по второй из проблем).

Экзамены не так неприступны, как кажется

Объединяя некоторые барьеры, можно отметить, что наибольшее число опрошенных указывают на три основных препятствия для сдачи ОГЭ и ЕГЭ:

  • содержание экзаменов;
  • индивидуальные особенности ребенка;
  • плохие учителя и/или программы в школе.

В случае с ОГЭ в среднем по всей выборке 57% винят в проблемах сдачи «контент» тестов, 43% – особенности ребенка, а 37% сетуют на плохих педагогов и программы. Говоря о трудностях ЕГЭ, 65% ссылаются на сложные задания экзаменов, 44% – на особенности ребенка, а 41% – на проблемы с программами и учителями.

Рисунок 1. Барьеры сдачи ГИА и ЕГЭ, проценты по группам родителей школьников разных классов

Источник: доклад А.Пишняк и Н.Халиной

Показательно, как меняется отношение к содержанию тестов в зависимости от приближения/удаления экзаменов. По мнению семей, сложные задания не только служат основным барьером, но и по мере приближения учеников к экзаменам становятся в глазах родителей все более трудным препятствием (рис. 1; отмечается взлет синей ломаной линии, соответствующей «контенту» экзаменов на обеих частях рисунка).

Однако кейс ОГЭ демонстрирует и другой факт: после сдачи экзамена доля родителей, которые критиковали сами тесты, явно уменьшается (синяя линия после пика выше 65% спускается вниз, до 57%). «Вполне возможно, что и задания ЕГЭ в конечном итоге оказываются не такими сложными, как представлялись до экзамена», – пишут Пишняк и Халина. Похожая ситуация наблюдается и с таким фактором, как «плохие учителя и программы» (зеленая ломаная линия).

Родители готовы инвестировать

Авторы статьи рассмотрели и «проблемное поле» вокруг экзаменов. Респондентам предложили оценить ряд высказываний относительно ЕГЭ и ОГЭ по пятибалльной шкале (1 балл – полное несогласие, 5 – абсолютное согласие).

В случае с едиными экзаменами самым популярным оказалось суждение о том, что их нельзя сдать без дополнительных занятий. С этим полностью согласились 41% опрошенных (средняя оценка по пятибалльной шкале – 3,9). Второе выбранное высказывание – 38% голосов – подчеркивало важность заблаговременной подготовки к экзаменам (3,9 баллов для ОГЭ и 4,1 для ЕГЭ). Тройку лидеров замыкает мнение о том, что нужно потратить много времени на подготовку к экзаменам (29% относят это к ОГЭ, 37% – к ЕГЭ). При этом около трети родителей отметили, что все знакомые им школьники занимаются дополнительно для подготовки к ЕГЭ.

Респондентам был предложен и сюжет инвестиций в подготовку к экзаменам. Так, 15% опрошенных считают, что подготовка к ОГЭ требует немалых средств. О подготовке к ЕГЭ также ответили 26% респондентов. 

Учителя нагнетают обстановку

Комментарием к основным проблемам служат высказывания родителей из материалов фокус-групп. Авторы статьи выделили точки «социального напряжения». Одна из них обозначена экспертами как «непрозрачные правила игры»: родители отмечали, что каждый год в экзамены вносят изменения, что вызывает волнения. Помимо этого, подход учителей к преподаванию слишком разный – система «не выстроена до конца». Вполне симптоматично суждение респондента: «Один [педагог] дает достаточно свой предмет, другой – совсем мало».

Второй аспект «социального напряжения» – неуверенность в содержании экзаменов (популярны рассказы о включении в них сведений «сверх программы»). Еще один момент – запугивания относительно ОГЭ и ЕГЭ со стороны учителей, которые начинаются «с младших классов». С этой ситуацией связан и стресс у детей и состояние «мобилизации» у родителей («Мне кажется, как ребенок родился, родители будут готовиться [к экзаменам]»).

Таким образом, для семей школьников подготовка и сдача итоговой аттестации оказывается непростым периодом, когда велики и учебная нагрузка, и траты на дополнительные занятия, и переживания. Но постфактум нередко оказывается, что барьеры для успешной сдачи экзаменов – речь о сложности тестов и несовершенной школьной программе – вовсе не неприступные. Приложив усилия, их можно преодолеть.

См. также:

Опытные учителя доверяют ЕГЭ
Спецшколы эффективнее репетиторов готовят к сдаче ЕГЭ
Социальный статус родителей влияет на успеваемость детей
Родители нацеливают детей на успех в профессии

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 28 августа, 2015 г.