• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оптовики выходят из кризиса

Впервые за последний год падение продаж в оптовых компаниях замедлилось, деловой климат улучшился. Первыми положительные изменения почувствовали продавцы продуктов питания, лекарств и косметики, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в оптовой торговле.

Во II квартале 2015 года индекс предпринимательской уверенности в оптовой торговле увеличился до +2%, что свидетельствует о развороте негативного тренда в отрасли.

Большинство ключевых показателей, отражающих положение дел в оптовых фирмах, улучшилось. Замедлились темпы сжатия спроса и объема реализации товаров, возобновилось расширение ассортиментной линейки. Впервые за последний год в оптовых фирмах инфляция пошла на спад, руководители стали с оптимизмом смотреть в будущее. Таковы основные результаты анализа финансово-экономической деятельности трех тысяч организаций оптовой торговли, проведенного Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ на основе данных Росстата.

Как отметили экономисты ЦКИ, полученные данные демонстрируют первые признаки реабилитации торговой деятельности. Однако пока оптимизм в большей степени связан с ожиданиями улучшения экономической ситуации в III квартале текущего года, чем с реальным положением дел.

Лучше всего в середине года дела обстояли у оптовиков, реализующих продукты питания, лекарства, парфюмерию и косметику. Хуже всего себя чувствовали оптовые фирмы, занятые в сфере продаж автомобилей и запчастей к ним. В отрицательной зоне с небольшими положительными сдвигами также оказались продавцы мебели, напольных покрытий и бытовых электротоваров.

Несмотря на то, что все участники рынка (как продавцы, так и покупатели) начали приспосабливаться к произошедшим еще год назад экономическим изменениям (санкциям, большой волатильности рубля и высокой инфляции), потребители продолжают находиться в режиме жесткой экономии, что пока не способствует выходу из стагнации многих оптовых компаний, подчеркнули авторы мониторинга.

Слабый спрос и сложности с получением кредитов привели к недостатку финансовых средств в 46% опрошенных фирм, чем и «затормозили» продвижение отрасли вперед.

Рисунок 1. Индекс предпринимательской уверенности в организациях оптовой торговли, реализующих отдельные группы товаров, Балансы, %

 

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследованийГеоргий Остапкович:

Пока говорить о качественном росте отрасли не приходится, но однозначный факт перелома ниспадающей динамики очевиден.

В ближайшей перспективе стоит ждать медленного мобилизационного расширения деятельности оптовых организаций с перспективой выхода на положительные количественные статистические результаты не раньше II квартала следующего года. Причем данный позитивный сценарий может сработать только при восстановлении роста реальных располагаемых денежных доходов населения, которые снижаются восьмой месяц подряд.

Большое опасение по-прежнему вызывает и динамика инфляционной составляющей, которая сохраняет вероятность по итогам года вновь перейти в наступательную фазу. Как показывают результаты текущего обследования, ценовые позитивные коррективы достаточно сегментированные, так как наиболее заметные произошли в организациях, реализующих продукты питания, парфюмерию и косметику. Однако любой полученный результат сегодня, даже с намеком на образование позитивной тенденции – уже шаг вперед. Тупиковой ситуации нет, импульс для преодоления последствий кризисного шока получен, лед тронулся.

Полный текст мониторинга «Деловой климат в оптовой торговле во 2 квартале 2015 года»

 

24 августа, 2015 г.