• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Уровень развития территории влияет на успехи школьников

Образовательные амбиции школьников и степень образовательного неравенства могут отчасти определяться территориальными факторами: структурой местного рынка труда и экономической специализацией населенного пункта, выяснили в исследовании социологи НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Даниил Александров и Светлана Савельева.

На образовательные запросы школьников могут влиять многие факторы, в частности – уровень образования родителей, их социально-экономический статус и степень влияния на детей, круг друзей ученика (см. статью «Антишкольные настроения зависят от ближайшего окружения»), а также сама внутришкольная среда, которая либо мотивирует детей к учебе, либо отталкивает. Замдиректора НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, завлабораторией «Социология образования и науки» Даниил Александров и заместитель завлабораторией Светлана Савельева обратили внимание на то, что при одинаковом социально-экономическом статусе школьники населенных пунктов разного масштаба могут сильно отличаться по образовательным притязаниям и достижениям.

Это наводит на мысль о значимости местных обстоятельств – социопрофессиональной структуры и сферы занятости, доминирующей на территории. В конечном счете эти факторы влияют на доступ к качественному образованию, а значит, и на образовательное неравенство. Как именно это происходит, эксперты изучили в исследовании «Локальные эффекты в воспроизводстве неравенства через систему образования». Александров и Савельева взяли три кейса в Ленинградской области: высокоразвитый мегаполис Санкт-Петербург, благополучный в социально-экономическом плане малый город Кириши и неравномерно развивающийся сельский район Приозерский.

Анализ кейсов показал, что состояние экономики территории, ее «профиль», специфика местного рынка труда, а также особенности селекции образовательных систем (конкуренция школ по качеству, распределение учеников с разным социально-экономическим бэкграундом по школам и пр.) ощутимо сказываются на образовательных запросах детей.

Эмпирическую базу работы составили данные проектов лаборатории «Социология образования и науки» (в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2008-2014 годах). Они позволили оценить ситуацию с образовательными амбициями с разных сторон – учеников, их семей и педагогов. Массив информации включал количественные данные об учениках 9-х классов Санкт-Петербурга (8104 учащихся из 211 школ; всего в городе 716 школ), всех 9-классниках города Кириши (8 школ, 368 учеников) и Приозерского района (18 школ, 493 ученика), а также интервью с родителями, детьми и местными учителями.

Население Санкт-Петербурга оценивается в 5,132 млн человек, города Кириши – в 50 тысяч человек, Приозерского района – в 63 тысячи человек. Самая высокая средняя зарплата – в Киришах (40400 рублей), далее идут Санкт-Петербург (34100 рублей) и Приозерский район (27500 рублей).

Дети мегаполиса серьезнее относятся к обучению

Исследователи приводят экономический контекст образовательной ситуации в трех кейсах – своего рода «условия задачи».

Развитие сферы рекреации и новых производств – такова специализация Приозерского района. Он развивается неравномерно (так, среди трех кейсов там наименьшая средняя зарплата). В районе 18 школ, и, хотя возможности минимальной селекции все же существуют (селяне в ряде случаев могут выбирать, куда отдавать детей учиться), но настоящей конкуренции нет: школ повышенного статуса не отмечено. В итоге большинство семей отправляют детей в ближайшее образовательное учреждение.

Более благополучная ситуация в Киришах – центре нефтехимической промышленности и ряда других производств, отмечают эксперты. У города высокое социально-экономическое положение. В нем 8 школ, но территория его так компактна, что детям удобно посещать любую из них. Этим нередко пользуются местные жители, отправляя детей в гимназию/лицей (школ повышенного статуса – две).

В Петербурге самая развитая система образования (716 школ), а также сфера занятости. Высокая плотность населения и большое число школ на компактной территории создают явную конкуренцию между образовательными учреждениями и, соответственно, их дифференциацию.

Сравнение образовательных амбиций учеников обнаруживает ощутимые их различия. На селе очень высок процент подростков, желающих уйти из школы после девятого класса: таких свыше половины – 53%. Доля таких ребят в мегаполисе – 20%, в малом городе – лишь 15%.

В сельском районе учащиеся с большей вероятностью выбирают начальное профессиональное образование (НПО), в малом городе – среднее специальное, а в Петербурге – высшее. Школьники с одинаковым социально-экономическим статусом имеют различные притязания в зависимости от территории. Ученики с низким статусом в Приозерском районе чаще решают покинуть школу после девятого класса по сравнению с такими же детьми в мегаполисе или малом городе.

Образовательные успехи учеников имеют похожую градацию: лучше всего учатся школьники Петербурга, за ними идут дети из города Кириши, а в арьергарде – сельские ребята.

На селе и в мегаполисе девушки стремятся в вуз

Внутри каждой исследуемой территории есть гендерные различия в образовательных достижениях школьников: девочки учатся лучше. Мальчики из Приозерского района оказываются по результатам ниже всех, а девочки успевают в школе так же, как мальчики в Киришах.

На селе и в мегаполисе девушки с большей вероятностью выбирают высшее образование. Такой эффект возникает в связи с разрывом в успеваемости мальчиков и девочек: в большом городе и на селе он особенно велик, отметили авторы доклада.

Вторая причина популярности высшего образования среди девочек – отсутствие «женских» специальностей (например, бухгалтер) в локальной системе НПО и сильное ограничение таких специальностей в системе среднего профессионального образования (СПО). Мальчики, имея в своем распоряжении гораздо больший спектр выбора профессий, чаще выбирают НПО во всех трех кейсах. «Если в сельской местности это для них самая популярная стратегия, то в большом городе они также выбирают СПО», – добавляют исследователи.

На успеваемость детей влияет степень образованности родителей

Уровень образования матери, согласно ряду исследований, существенно влияет на образовательные запросы и успехи детей. В Петербурге и Киришах матерей с высшим образованием свыше половины (52% и 56% соответственно), в Приозерском же районе – ровно четверть. Семьи этого района отличаются наименьшим социально-экономическим статусом среди трех кейсов (максимально высок он в мегаполисе). Исследователи изучили влияние образования матери на оценки учеников. Везде проявились локальные эффекты.

В мегаполисе каждый уровень образования матери дает значимый отрыв в оценке ребенка. На селе преимущество в виде высокой отметки дает только высшее образование матери. В малом городе такой же эффект есть и у СПО.

Воспроизводство неравенства зависит от территории

В мегаполисе очевидна школьная сегрегация, когда лучшие учебные заведения собирают учеников с высоким социально-экономическим статусом.

В малом городе сегрегация иная. В целом система отличается от большого города более высоким индексом диссимилярности по социально-экономическому статусу родителей, но в школах повышенного статуса этот индекс меньше. Таким образом, система селекции в Киришах основана не на статусе родителей – значимой оказывается социопрофессиональная структура. Хороший уровень жизни в Киришах может обеспечить даже среднее профессиональное образование, если удастся устроиться на успешный завод.

Социопрофессиональный статус родителей играет определенную роль и в мегаполисе. Семьи с высшим образованием, отправляющие детей в обычную школу, обладают более низким социальным статусом, чем семьи с высшим образованием, выбирающие гимназию или лицей.

Рынок труда корректирует образовательные амбиции

«Различный эффект от образования и социально-профессионального статуса в каждой локальности связан со структурными условиями местного уровня», – обобщают Александров и Савельева. В сельском районе образовательная система ориентирована на местный рынок труда, на котором востребованы работники со средним образованием. Поэтому школьники, планирующие получить высшее образование, обычно не связывают свою жизнь с районом. Высокие образовательные притязания характерны для местной элиты, имеющей высшее образование, которая желает повысить или сохранить статус в достижениях своих детей (эта прослойка готова к инвестициям в образование детей).

В малом городе с развитым промышленным производством востребованы специалисты со средним специальным и высшим образованием, поэтому «значимых отличий в дифференциации не наблюдается».

В большом городе у семей, казалось бы, немалый спектр возможностей. В то же время, там более устойчивая система образовательного неравенства. И межшкольная дифференциация только закрепляет его, подчеркивают эксперты. Тем самым, неравенство воспроизводится через систему образования.

См. также:

Оценки одноклассников влияют на выбор вуза
Успехи слушателей онлайн-курсов зависят от мотивации
Занятия в кружках повышают самооценку школьников
Подростки редко откровенничают в соцсетях
Родители нацеливают детей на успех в профессии
Родителей и детей разделяет масс-культура
Антишкольные настроения зависят от ближайшего окружения

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 14 августа, 2015 г.