• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пенсионеры могут стимулировать экономический рост

Старение населения снижает уровень экономической активности и повышает пенсионную нагрузку на работающих. Однако при грамотной политике государства, увеличение среднего возраста рабочей силы может стать дополнительным стимулом экономического роста. К такому выводу пришли в ходе исследования профессор факультета экономических наук, завлабораторией экономических исследований общественного сектора НИУ ВШЭ Марина Колосницына и лаборант этой лаборатории Мария Герасименко.

Стареющий мир

Снижение смертности, рост продолжительности жизни и сокращение рождаемости ведут к росту среднего возраста населения. По прогнозу ООН, к середине XXI века доля людей старше 60 лет в развитых странах достигнет 32%, в развивающихся – 19%.

В России сегодня доля людей старше 60 лет составляет около 19%, а к 2030 году их количество увеличится до 24%. Вырастет и средний возраст рабочей силы. По данным Росстата, с 2008 по 2012 год, численность экономически активного населения страны в трудоспособном возрасте уменьшилась почти на 800 тысяч человек, а средний возраст экономически активного гражданина вырос за десять лет.

Однако увеличение среднего возраста рабочей силы и населения в целом не обязательно замедляет рост экономики, а напротив, может ускорять его, отметили Марина Колосницына и Мария Герасименко в статье «Экономическая активность в пожилом возрасте и политика государства».

Сегодня пожилые работники существенно продуктивнее, чем двадцать лет назад, за счет более высокого объема накопленного человеческого капитала. Многочисленные теоретические и эмпирические работы доказывают, что старение населения и сопутствующие ему изменения демографической структуры общества «безусловно создают потенциал экономического роста», отметили авторы статьи. Будет ли этот потенциал использован, зависит во многом от сложившихся институтов и госполитики. Многие развитые страны мира уже накопили богатый опыт стимулирования занятости пожилых людей.

Пенсионеры vs безработные

Рост ожидаемой продолжительности жизни – один из индикаторов благосостояния. Но увеличение продолжительности жизни еще не означает благополучную старость. В последние десятилетия исследователи, изучающие процессы старения, выдвинули концепцию так называемого активного долголетия, где во главу угла ставится качество жизни пожилого человека. Оно определяется тремя группами факторов:

  • здоровье;
  • участие в жизни общества;
  • безопасность.

Трудовая деятельность рассматривается как одна из форм социальной активности.

Экономическая активность пожилых варьируется по отдельным странам. Самые низкие показатели занятости пожилых людей у развитых стран с низким порогом пенсионного возраста и щедрой системой пенсионного обеспечения и льгот. В их числе Франция, Италия, Люксембург, Германия, Дания, Нидерланды. С другой стороны, в группу стран с низкой трудовой активностью пожилых людей попадают государства с наиболее высокой безработицей - Греция или Испания. Здесь пожилым людям даже при большом желании сложно трудоустроиться – их вытесняют относительно молодые работники.

Высока занятость пожилого населения в государствах с развитыми и гибкими рынками труда и/или высоким официальным порогом пенсионного возраста. Так, в Исландии, где официальный пенсионный возраст установлен на уровне 67 лет, работают 26,8% пожилых женщин и 40,7% пожилых мужчин. Значительная экономическая активность пожилых наблюдается также в Норвегии, Швеции, США. Одновременно в группу стран с высоким уровнем занятости пожилых попадают такие государства, как Южная Корея, Мексика и Чили – менее развитые в экономическом отношении, с большей долей неформального сектора и с низкими пенсиями и/или неполным пенсионным покрытием пожилого населения.

Прогресс как стимул

По данным Международной организации труда (МОТ), с начала двухтысячных годов наблюдается тенденция роста уровня занятости пожилых людей в наиболее развитых странах.

Россия не исключение – в ранних пенсионных возрастах (женщины 55–59 лет и мужчины 60–64 лет) меньше чем за двадцать лет – с 1994 по 2012 годы – доля занятых возросла примерно в полтора раза. Лишь у мужчин в возрастной группе 65+ уровень занятости не меняется, сохраняясь примерно на отметке 11–12%. Однако в сравнении с другими странами Россия оказывается пока в группе с относительно невысоким уровнем трудовой активности пожилого населения – около 8% для всей группы старше 65 лет. Это примерно уровень Великобритании и Канады.

Вовлечению пожилых в трудовую деятельность способствуют нехватка рабочей силы и изменения характера занятости – сдвиг ее в сферу услуг при сокращении доли физического труда. Труд в современной экономике автоматизируется, становится более комфортным. Значит пожилые люди имеют гораздо больше возможностей продолжать трудовую деятельность, чем их родители тридцать лет назад.

Но есть и другие причины растущей занятости пожилых. Это тенденции накопления человеческого капитала, которые можно наблюдать на примере двух его главных составляющих: образования и здоровья. В последние 10–15 лет в категорию пожилых (людей пенсионного возраста) переходят те возрастные когорты, которые родились, выросли и учились уже после Второй мировой войны. Эти люди жили в более благоприятных материальных условиях, получали лучшее образование и медицинское обеспечение, чем поколение их родителей. Если взять для примера данные РМЭЗ НИУ ВШЭ за 2000 и 2012 годы, то оказывается, что за эти тринадцать лет в группах людей 55 лет и старше доля тех, кто окончил лишь среднюю школу, сократились почти вдвое – с 43,3% до 23,6%. И, наоборот, доля получивших начальное профессиональное или среднее специальное образование выросла в 1,3 раза, а доля получивших высшее образование – в 1,6 раза. Что касается здоровья, то доля пожилых людей, оценивающих свое здоровье как плохое и очень плохое, за последние 19 лет сократилась с 40% до 30%.

Чтобы пенсионер работал

Сегодня во многих развитых странах разрабатываются и реализуются специальные меры, позволяющие пожилым работникам не прекращать трудовую активность. Государство предоставляет работодателям субсидии, если они принимают на работу работников пожилого возраста, создают условия работы для пожилых, применяют гибкие графики работы. Также власти поддерживают программы переобучения работников, содействуют предпринимательству среди лиц пожилого возраста.

В 2001 году Комитет ОЭСР по занятости, труду и социальным вопросам инициировал тематический обзор страновых политик, нацеленных на улучшение перспектив занятости пожилых работников. В заключительном отчете, изданном в 2006 году, были представлены обобщающие результаты по 21 стране ОЭСР. Все меры госполитики занятости пожилых ОЭСР условно разделил на две большие группы: увеличивающие предложение труда и стимулирующие спрос.

К первой группе относятся параметры пенсионной системы, которые влияют на пенсионные решения работников: это официальный пенсионный возраст, обязательность (или необязательность) прекращения работы по его достижении, возможность досрочного пенсионирования, стимулы для более позднего выхода на пенсию, размер пенсии.

В большинстве стран ОЭСР в последние годы проводились или проводятся пенсионные реформы, в ходе которых происходит постепенное повышение пенсионного возраста и отменяются или ужесточаются возможности досрочного выхода на пенсию.

В Германии, например, с начала 2000-х значительно сократились возможности досрочного выхода на пенсию, и было принято решение о постепенном увеличении пенсионного возраста с 65 до 67 лет. Правительство Ирландии в 2003 году увеличило официальный пенсионный возраст для занятых в государственном секторе до 65 лет и отменило обязательный выход на пенсию в этом возрасте. В Норвегии в 2011 году реализована пенсионная реформа, предусматривающая поэтапный выход на пенсию в возрасте от 62 до 75 лет, с возможностью получения пенсии и заработка и дополнительных накоплений к будущей пенсии.

Возраст учебе не помеха

Важной частью политики государства в отношении стареющей рабочей силы выступает поддержка обучения и переобучения. Концепция непрерывного образования предполагает, что в любом возрасте работник может получить новые профессиональные компетенции, требуемые в экономике. Государство может само разрабатывать и финансировать программы переобучения, а может субсидировать работодателя или работников.

Так, в Германии пожилым работникам малых и средних предприятий компенсируется стоимость обучения на курсах повышения квалификации, если они проходят такое обучение по собственной инициативе вне предприятия. В Ирландии в 2000 году был создан Национальный фонд обучения, финансируемый за счет обязательных взносов работодателей и предлагающий работникам программы непрерывного образования и повышения квалификации. В Австралии создано партнерство государства и бизнеса для поддержки работодателей, обучающих и переобучающих пожилых работников.

Увеличить предложение труда пожилых помогают изменения условий занятости. Доступность гибкого графика работы и возможность трудиться неполный рабочий день – важные факторы, определяющие решение пожилого человека о выходе на пенсию. Исследования показывают, что более 10% работников, выходящих на пенсию, могли бы продолжать работу, если бы им предложили режим неполной занятости.

Приманка для работодателя

Важно не только найти способы стимулировать потенциальных пенсионеров продолжать трудиться, нужно сделать так, чтобы работодатель был готов нанимать пожилых работников или продолжать трудовые отношения с ними. Ведь зачастую компании не хотят брать пожилых людей, опасаясь, что ухудшение здоровья или недостаток современных профессиональных навыков сделает их труд менее продуктивными.

Прямым финансовым стимулом к найму пожилых работников и сохранению их занятости после определенного возраста выступают специальные субсидии или налоговые льготы. Например, в Нидерландах с 2004 года отменен один из социальных налогов на зарплату пожилых работников 50 лет и старше, что сократило издержки работодателя на эту группу работников на 5%. В Германии в 2003 году были введены государственные субсидии найма работников старше 50 лет, которые могут достигать 50% заработной платы и рассчитаны на период до трех лет. В Австрии были поэтапно снижены обязательные социальные налоги на заработную плату женщин начиная с 56 лет и мужчин начиная с 58 лет, так что для работников 60 лет и старше издержки нанимателя на рабочую силу сократились на 12%.

См. также:

Здоровье и деньги делают старость счастливой
Здоровая жизнь станет длиться дольше
Границы старости подвижны
Плохое здоровье не мешает пожилым россиянам долго работать

 

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 7 августа, 2015 г.