• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цены стали расти медленнее

К началу второго полугодия 2015 года потребительские цены вернулись к безопасной динамике – темп их роста приблизился к показателям четырехлетней давности. Несмотря на кратковременное повышение текущей инфляции в июле, её выход на прогнозируемые 11,0% по итогам 2015 года с последующим снижением ниже 6% в 2016 году теперь кажутся вполне реальным развитием событий, отметили эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном бюллетене «Новые Комментарии о государстве и бизнесе».

Темп роста потребительских цен в июне продолжил снижение. Если по итогам апреля текущая инфляция составила 0,5%, а по итогам мая – 0,4%, то за июнь цены выросли в среднем всего на 0,2%. Это ниже, чем, к примеру, 0,6% в июне 2015 года или 0,4% в июне 2013 года, но рекордом не является. Так, в июне 2011 года текущая инфляция также составила 0,2%.

Если в 2011 году к столь скромной ценовой динамике привела нормализация ситуации на продовольственном рынке после сильной засухи 2010 года, то в текущем году причиной послужила макроэкономическая ситуация – мощное укрепление рубля во втором квартале, падение потребительского спроса и высокая ключевая ставка Банка России.

Рисунок 1. Динамика номинального курса рубля (100 = 2013 г., рост индекса – ослабление рубля)

Сезонно сглаженная базовая инфляция выглядит чуть менее позитивно – к концу полугодия она опустилась до 0,4%, причём как в продовольственных, так и в непродовольственных сегментах. Такая разница обусловлена в большой степени тем, что с марта-апреля наблюдается сильное удешевление плодоовощной продукции на фоне укрепления рубля и роста предложения (эта продуктовая группа сильно пострадала от продовольственных санкций, введённых РФ). В большей части других групп товаров и услуг отмечается равномерная ценовая динамика – разная по срокам адаптация к обесценившемуся рублю, наблюдавшаяся в первые месяцы года, осталась позади.

Таблица 1. Динамика ключевых индикаторов инфляции, в %

В целом можно утверждать, что постдевальвационная ценовая адаптация прошла успешно. Полуторакратная девальвация рубля (если смотреть по номинальному эффективному курсу) конца 2014 года – начала 2015 года привела к резкому ускорению текущей инфляции, достигшей пика в январе 2015 года (3,9%).

После стабилизации курса – в большой степени в силу повышения 16 декабря 2014 Банком России ключевой ставки до 17,0% – инфляция начала замедляться. Последующее укрепление курса рубля на 22% за март-май в сочетании с продолжавшимся падением розничных продаж, превысившим во втором квартале 9%, создало предпосылки для замедления роста потребительских цен до темпа 0,5% и ниже.

Скользящая годовая инфляция, повысившаяся с 8,0% в сентябре 2014 года до 11,4% по итогам года и достигшая пика в марте 2015 года (16,9%), с апреля начала медленно снижаться и по итогам июня составила 15,3%. Успех в борьбе с инфляцией позволил Банку России перейти к снижению ключевой ставки, составляющей с июня 11,5%.

Проблем с поддержанием инфляции на низких уровнях и в дальнейшем быть не должно. В июле из-за индексации тарифов ЖКХ рост цен за месяц должен составить 0,8–0,9%, что выше прошлогоднего значения (0,5%). Однако в последующие месяцы даже 10%-ное ослабление рубля за июнь-июль не должно сильно повлиять на динамику цен.

Среднемесячный рост цен за август-декабрь не превысит 0,3%, что обеспечит инфляцию по итогам года в 11,0% или ниже. Перспективы снижения инфляции в 2016 году также благоприятны – до 5–6% по итогам года. С учётом этого Банк России может продолжить снижать ключевую ставку во втором полугодии 2015 года – до 8,0–9,5% к концу года.

Николай Кондрашов

Полный текст презентации «Комментарии о государстве и бизнесе»

 

Автор текста: Кондрашов Николай Владимирович, 5 августа, 2015 г.